Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «История города Мариинска»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве
#1
Чесало для вычесывания льна, Миска из лыка, Лапти из лыка, Сошник
#13

Чесало для вычесывания льна

#14
Чесало для вычесывания льна
#18
Считается, что льняную ткань впервые получили в Древней Индии около 9 тысяч лет назад. В наши дни из льна изготавливают не только одежду, но и мешковину, веревки, канаты, паруса, рыболовные сети, а из семян этого растения — полезное масло.

В конце XVII — начале XIX века цены на лен были высокими. Кроме того, правительство поощряло выращивание этой культуры на крестьянских подворьях. Однако к концу XIX века стоимость льна начала резко снижаться. Сократились и территории, на которых он рос, из-за быстрого роста лесной промышленности.

В старину, чтобы превратить лен в холст, требовалось немало времени, усилий и специальных приспособлений. Его нужно было дергать, вязать в снопы и замачивать в водоеме до осени или зимы. Затем снопы вытаскивали, высушивали в бане и разминали, чтобы лен стал мягким. После этого его можно было вычесывать.

Для расчесывания льняной кудели (очищенного волокна) при подготовке к прядению использовали чесала. Один из таких инструментов представлен в коллекции музея. Чесало представляет собой прямоугольную деревянную лопасть с длинными зубьями и плоской ручкой, заостренной книзу. В одном чесале пропиливали от 30 до 90 глубоких зубьев. Именно на них закрепляли кудель.

В разных регионах было принято чесать лен по-разному. Например, в средневолжских и северо-восточных губерниях его прочесывали два-четыре раза. В других регионах эту процедуру проводили однократно.

Во время ручного прядения отдельные волокна складывали продольно и спирально скручивали в длинную и прочную нить. В старину умение прясть считалось достоинством крестьянки, так как для того, чтобы вытянуть нить нужной толщины, требовалась большая сноровка. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла изготовить не более 300 метров пряжи в день. А чтобы получить хотя бы 15 метров ткани, требовалось не менее 20 тысяч метров пряжи.

Простейшими и самыми популярными в XVII–XX веках приспособлениями для ручного прядения были прялки. Их изготавливали из разных пород дерева: например, веретена делали из березы, донца были осиновыми или липовыми, а чесала вырезали из твердой древесины.
#19
Полное наименование предмета: Чесало для вычесывания льна
Дата создания: начало ХХ века
Техника: дерево
Владелец коллекции: Музей истории города Мариинска
Размеры: 21×21×2 см
#12

Миска из лыка

#15
Миска из лыка
#20
Заселение территории Сибири началось более пяти веков назад. История Мариинска тесно связана с освоением сибирских земель, а в музее представлена целая коллекция личных вещей и предметов быта переселенцев. Одним из таких экспонатов стала миска из лыка, изготовленная в начале XIX века. В ней хранили и переносили продукты.

Миски из лыка были недорогими, легкими и относительно прочными. Этот материал добывали из лиственных деревьев, чаще всего из липы, и, чтобы не повредить лыко, мастер должен был хорошо знать строение ствола.

Ствол образует нарастающая годовыми кольцами древесина. Середина ствола получается более прочной — это ядровая древесина, или ядро. Ближе к краю располагается заболонь — живая, более мягкая древесина. Снаружи ствол защищен корой. Между корой и заболонью находится тонкий слой производящих клеток: в течение теплого времени года они откладывают внутрь ствола слои древесины, а наружу — клетки коры. Именно этот важнейший для дерева слой клеток и его окружение называется лыком, или лубом.

Лыко с липы легко сходит с весны до конца июля, когда прекращается активное сокодвижение по стволу. Однако весной драть лыко было не принято: заготовщики ждали, пока к середине лета оно нарастет слоем потолще. Если за лыком выезжали только женщины, то липу не валили — драли лыко со стоящего дерева, делая зарубки у корня и выше головы, насколько доставали руки. Заготовленную кору сворачивали в кочомки (мотки): ленты скручивали лычной стороной наружу и корой внутрь. Кочомки связывали тонкими полосками того же лыка и укладывали вместе с липовыми заготовками в лодку.

Приехав домой, заготовщики замачивали кочомки в воде у берега. Чтобы они не уплыли, их придавливали камнями. Место для замачивания выбирали мелкое и спокойное. Позже мотки вытаскивали на берег и разматывали. Получившиеся ленты коры развешивали вдоль деревянных мостков на специальных жердях для сушки и починки сетей — вешалах.

Хорошо вымоченное лыко легко отделялось от коры. Обычно это делали голыми руками, без всякого инструмента, а для снятия грубых волокон использовали нож. Толстые и широкие многослойные ленты лыка разделяли на равные полоски и раскладывали их в разные пучки в зависимости от качества и длины волокон. Из готовых полос создавали посуду, лапти и другие предметы быта.
#21
Полное наименование предмета: Миска из лыка
Дата создания: начало XIX века
Техника: плетение
Владелец коллекции: Музей истории города Мариинска
Размеры: 27×27×10 см
#11

Лапти из лыка

#16
Лапти из лыка
#22
Одно из первых упоминаний о лаптях встречается в «Повести временных лет» — документе, созданном Нестором Летописцем в 1110-х годах. Вплоть до 1930-х годов лапти были популярной обувью в Восточной Европе и особенно в сельской местности.

Лапти, аналогичные тем, что хранятся в коллекции музея, мастерили в технике косого плетения из липового лыка. Этот материал заготавливали весной или осенью: кору нарезали длинными полосами, скручивали и хранили в высушенном виде в сенях или на чердаке. Перед плетением лыко сутки вымачивали в воде или распаривали в печи. Затем широкие фрагменты нарезали на узкие полоски и очищали от верхнего слоя коры. Из 40-60 пучков лыка, в каждом из которых было по 50 трубочек, получалось около 300 пар лаптей. Скорость плетения у разных мастеров различалась, но в среднем один мастер мог изготовить в день от двух до десяти пар.

Из шести подготовленных полос формировали основу лаптя — проплеток, его плели от пятки к носку. Когда головка была готова, лапоть натягивали на специальную колодку и плели бока — ушники, а также крепления для оборок — запятники. Подошву для прочности подковыривали вторым слоем лыка. Для этого использовали инструмент в виде плоского изогнутого шила — кочедык. Оба лаптя обычно плели по одной колодке, и поэтому в паре левый лапоть не отличался от правого. Готовую обувь срезали с колодки и обстукивали, чтобы выпрямить плетение и придать лаптю форму.

Одну пару лаптей в среднем носили одну-две недели, поэтому их заготавливали впрок по несколько десятков: за год крестьянин изнашивал от 50 до 60 пар. Если подошва протиралась, ее чинили, заново ковыряя кочедыком. Обычно лапти носили с портянками, а к ноге их крепили с помощью оборок — шнурков, скрученных из того же лыка, что и сама обувь.

Лапти были обувью самых бедных слоев населения России, поскольку материал для их плетения был доступным, техника — несложной, а сама обувь — практичной и достаточно удобной в носке. Плетением лыковых лаптей занимались целые поселения, а иногда даже регионы.

Поскольку лыковые лапти перестали использовать в повседневной жизни, технология их изготовления стала забываться. В наши дни обувь из лыка плетут только на заказ, чаще всего для участников фольклорных ансамблей или в качестве сувениров.
#23
Полное наименование предмета: Лапти из лыка
Дата создания: середина XIX века
Техника: плетение
Владелец коллекции: Музей истории города Мариинска
Размеры: 27×12×5 см
#10

Сошник

#17
Сошник
#24
Московско-Сибирский тракт пролегал вблизи горы Арчекас на реке Кии, где располагалось древнее поселение селькупов, а позднее возникло село Кийское (сейчас — Мариинск). До самого открытия Транссибирской магистрали в 1890-х годах тракт был основным транспортным звеном империи.

Добровольные переселенцы, путешественники и мастеровые люди стали первыми, кто по нему проехал. В первую очередь их влекла новая и, как тогда говорили, «неизвестная страна» — огромные территории Сибирского ханства, богатые ценной пушниной. В конце XVI века, после удачного похода казачьего атамана и предводителя московского войска Ермака Тимофеевича против сибирского хана Кучума, Сибирь окончательно присоединилась к Русскому государству.

Уже к концу XVII века численность русских в этих краях превысила численность разноплеменного местного населения. Еще миллионы русских крестьян переселились в Сибирь за сравнительно короткий срок после реформы 1861 года. Историк Борис Нольде отмечал:
#25
Остается загадкой, как в стране, не имеющей дорог и других средств сообщения, столь стремительно распространилась весть о том, что обширные и плодородные земли уже ждут своих хозяев.
#26
Крестьяне-переселенцы начали возделывать сибирскую землю. Они сеяли рожь, просо, ячмень, овес, гречиху, пшеницу, лен и коноплю. С конца XVIII века стали сажать картофель. Также в огородах выращивали брюкву, репу, редьку, капусту, морковь, свеклу, огурцы, тыкву, бобы, лук и многое другое.

Для сельскохозяйственных работ в старину использовали соху или плуг. Соха представляла собой орудие с широкой рабочей частью, оснащенной двумя железными сошниками (режущими частями) и железной лопаткой. Вверху рабочая часть соединялась с оглоблями — в них запрягали лошадь. Один такой металлический сошник представлен в коллекции музея.

Соха была простым устройством. Обычно крестьяне мастерили ее сами, поэтому внешний вид сохи в разных селах мог отличаться. Существовала даже пословица: «Соха на соху, пашня на пашню, лошадь на лошадь, лето на лето не похожи». Благодаря своей универсальности и доступности соха оставалась главным орудием для обработки почвы вплоть до 30-х годов XX века.
#27
Полное наименование предмета: Сошник
Дата создания: начало ХVIII века
Техника: металл
Владелец коллекции: Музей истории города Мариинска
Размеры: 43×10×7 см
#9
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Чесало, Миска, Лапти, Сошник

0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%