Знаток прикладного искусства народов Кавказа, этнограф Евгения Николаевна Студенецкая, рассказала:
Циновка
Время создания
примерно 1920-е годы
Место создания
СССР
Размер
123x63 см
Техника
рогоз; плетение
Коллекция
Выставка
0
Открыть в приложении#1
#2
Плетение циновок известно многим народам Кавказа и распространено там, где имеется сырье — рогоз. Но техника плетения и рисунок различны у разных народов и наиболее интересны и сложны, пожалуй, у адыгов.
#3
На протяжении многих веков декоративные циновки украшали скромное жилище адыгской семьи, были непременными атрибутами многих обрядов. Циновка с самого рождения и до конца жизни сопутствовала человеку. Гармония орнаментальной ткани, выходившая из рук и сердца народного таланта, постоянно несла в себе эту философию.
Циновки в жизни адыгов носили многофункциональный характер. Они использовались для постилки на глиняный пол в сакле, на котором росли дети, и служили украшением внутреннего убранства, на фоне которых развешивали шашки, кремневые ружья и пистолеты, кинжалы. А в кунацкой (доме для гостей) на фоне циновок вешали музыкальные инструменты — «шык1эпщын» (скрипка), «къамыл» (флейта), «пхъэк1ыч» (трещотки).
В использовании циновок нашло отражение и «адыгэ хабзэ» (адыгский этикет): «Циновки, разложенные вдоль стены, находящейся напротив двери, очага и окна, предназначались для старейших и лиц знатных».
Широко применялась циновка в свадебном обряде. Каждая девушка обязана была к свадьбе приготовить большую циновку, «нэмазлыкъ» (циновка для совершения молитвы), «лъэгук1адз» (прикроватный коврик). Декоративность орнамента и чистота исполнения красноречиво свидетельствовали о трудолюбии девушки и ее способности чувствовать красоту.
С распространением ислама среди адыгов циновки получили новое применение в качестве молитвенного коврика.
Без циновки не обходился печальный обряд погребения. В связи с этим обрядом существовало в народе поверье, что душа умирающего мучается, если его кладут на циновку, взятую взаймы. Поэтому обязательно в каждом доме имелись циновки, сплетенные специально для этого обряда. Эти циновки хранились в чистоте и неприкосновенности в ожидании своего часа.
Плетением циновок занимались почти все семьи адыгов.
Циновки в жизни адыгов носили многофункциональный характер. Они использовались для постилки на глиняный пол в сакле, на котором росли дети, и служили украшением внутреннего убранства, на фоне которых развешивали шашки, кремневые ружья и пистолеты, кинжалы. А в кунацкой (доме для гостей) на фоне циновок вешали музыкальные инструменты — «шык1эпщын» (скрипка), «къамыл» (флейта), «пхъэк1ыч» (трещотки).
В использовании циновок нашло отражение и «адыгэ хабзэ» (адыгский этикет): «Циновки, разложенные вдоль стены, находящейся напротив двери, очага и окна, предназначались для старейших и лиц знатных».
Широко применялась циновка в свадебном обряде. Каждая девушка обязана была к свадьбе приготовить большую циновку, «нэмазлыкъ» (циновка для совершения молитвы), «лъэгук1адз» (прикроватный коврик). Декоративность орнамента и чистота исполнения красноречиво свидетельствовали о трудолюбии девушки и ее способности чувствовать красоту.
С распространением ислама среди адыгов циновки получили новое применение в качестве молитвенного коврика.
Без циновки не обходился печальный обряд погребения. В связи с этим обрядом существовало в народе поверье, что душа умирающего мучается, если его кладут на циновку, взятую взаймы. Поэтому обязательно в каждом доме имелись циновки, сплетенные специально для этого обряда. Эти циновки хранились в чистоте и неприкосновенности в ожидании своего часа.
Плетением циновок занимались почти все семьи адыгов.
#4
Министерство культуры РФ
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Циновка
Время создания
примерно 1920-е годы
Место создания
СССР
Размер
123x63 см
Техника
рогоз; плетение
Коллекция
Выставка
0

Открыть в приложении
Поделиться