Конский волос — один из древнейших материалов, который якуты научились в совершенстве обрабатывать, чистить и нашли ему самое широкое применение — от изготовления шляп до плетения невода.
У тюрков конский волос использовался в обрядах и ритуалах, считалось, что он имеет большую магическую и лечебную силу. Изделия из него — например, коврики-циновки, элементы конской упряжи: поводья, ремни, седельные подпруги, недоуздки, силки, сети — создавались в различных техниках: мозаики, аппликации, сучения, плетения. Они прочны и практичны, устойчивы к солнечному свету, влаге и морозу.
Технология изготовления была довольно кропотлива, требовала терпения и времени. Сначала мастера вычищали и сучили волос, подбирали цвета. Из сочетаний естественных белых, черных, коричневых и серых тонов выстраивали геометрический орнаментальный рисунок из зигзагов и полос, продумывали ритмический ряд, который заполнял общее поле. В цветовых комбинациях узора, который был построен на контрасте светлого и темного, проявлялся импровизационный талант ремесленников.
Циновки с четкими линиями орнамента не только украшали скромный интерьер якутского балагана, зимнего жилища, но и были функциональны и долговечны.
В середине XX века многие традиции народного искусства Якутии были частично забыты. Одной из первых в республике возрождать трудоемкое ремесло ручного плетения из конского волоса начала потомственная мастерица из Хадарского наслега Евдокия Семёновна Пинигина, одна из первых ремесленников рода Пинигиных.
Подростком Евдокия Семёновна трудилась в колхозе, была бригадиром огороднической бригады, работала на ферме и маслобойном заводе. В годы Великой Отечественной войны, когда муж ушел на фронт, Евдокия Семёновна осталась одна с четырьмя детьми. Она занималась плетением циновок из конских волос, камыша, продавала их или обменивала на продукты.