Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Музыкальный ковчег»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Домра четырехструнная прима, балалайка прима

0
Открыть в приложении
#1

Домра четырехструнная прима

#5

Игорь Емельянов (1930–1991) — представитель целой династии музыкальных мастеров, которую еще до него прославили его отец Владимир Павлович, Сергей и Матвей Буровы, Евгений Грачев. Балалайки, гитары, домры и мандолины не одно поколение выходили из-под рук этих специалистов.

Получив начальный опыт в отцовской мастерской, свою первую четырехструнную домру Игорь Владимирович создал в 17 лет. Инструмент приняла Московская экспериментальная музыкальная мастерская. Там же Емельянов работал в 1947–1974 годах, в дальнейшем начал сотрудничать с Московской экспериментальной фабрикой как надомный мастер.

Жена мастера Нина Дмитриевна вспоминала о Емельянове как о трудоголике, который не терпел никакой халтуры и проводил у верстака многие часы. При возможности он приобретал старинные инструменты, разбирал их, детально исследовал и вносил усовершенствования в собственные изделия.

Емельянов специализировался на производстве гитар, домр, балалаек всех видов и всего создал около двух с половиной тысяч инструментов для соло и оркестра. Особой гордостью мастера были трех- и четырехструнные домры с квартовым и квинтовым строем соответственно. Работая с конкретными музыкантами, по воспоминаниям выдающейся домристки Тамары Ильиничны Вольской, он старался узнать, какой именно звук хотел бы получить заказчик.

Вольская, владелица трех разных емельяновских домр, отмечала не только чистый и всегда индивидуальный звук этих инструментов, но и их благородные формы, тщательную отделку, особенное изящество витых головок.

Домра — один из важных участников народного ансамбля в России, Украине, Белоруссии. В оркестре русских народных инструментов насчитывается 1 домра-пикколо, более 4 альтовых, 3–6 басовых и до 20 прим. Последние обычно солируют в сопровождении фортепиано, баяна или гитары.

Струны для домры делают, как правило, стальными, реже — синтетическими. Шелковое покрытие третьей струны придает инструменту неповторимое звучание.

Представленный образец принадлежал Геннадию Александровичу Иванову (1937–1993) — концертному исполнителю-балалаечнику, преподавателю Барнаульского музыкального училища, ведущему специалисту по классу домры в Алтайском крае, организатору первого краевого домрового ансамбля.
#4
Название: Домра четырехструнная прима
Автор: Емельянов И.В.
Дата создания: 1962 год
№ Госкаталога: 38793891
Место создания: СССР
Техника: дерево, металл, перламутр; заводское изделие, ручная работа
Размеры: 61×27×15 см
#2
Балалайка-прима
#7

По словам виртуоза-балалаечника Владимира Николаевича Бакитко, есть три главных секрета успешного выступления: правильно подобранный репертуар, профессионализм исполнителя и качество инструмента. «Это уже антиквариат , — отзывался он о балалайке, с которой не расставался более трех десятилетий. —Она несет хороший звук — очень мягкий…»Сегодня этот заслуженный инструмент находится в экспозиции музея.

Существует несколько версий происхождения слова балалайка. По одной из них, инструмент получил название от слов «балакать, балагурить»; и саму балалайку долгое время не воспринимали всерьез.

Предшественницей балалаек была скоморошья домра, под «бренчание» которой исполняли сатирические, подчас очень вольные куплеты. При царе Алексее Михайловиче домры, гусли и прочие «бесовские сосуды» попали под запрет и фактически исчезли. Место «мужицкого» инструмента вскоре заняло изделие с длинным грифом и двумя жильными струнами. Корпусом служили тыквы, долбленые ковшики и другие подручные материалы. Еще в XVIII веке треугольная и округлая разновидности корпуса сосуществовали.

В просвещенном XIX веке интерес к балалайке почти полностью угас. От забвения ее спас просветитель Василий Васильевич Андреев. Он нашел мастеров, которые восстановили «трехструнку» в модернизированном виде, среди них были Франц Станиславович Пасербский и Семён Иванович Налимов. Андреев утвердил треугольную форму корпуса и размер деки, учитывая качество древесины, решил ставить на деку ель, а на «задинку» — бук. Франц Пасербский изготовил целое семейство балалаек, легшее в основу русского народного оркестра: приму, пикколо, тенор, альт, бас и контрабас.

В 1888 году, при поддержке императора Александра III, Андреев представил свой ансамбль балалаечников в Петербурге.

Из разряда «простонародных» балалайка перешла в категорию концертных инструментов с огромным диапазоном возможностей. Владимир Бакитко признавался в интервью:
#8

Я… с пониманием отношусь к зрителю. И репертуар беру… очень настороженно. Беру репертуар классический. И вот попроще-попроще… чтобы не забыл русский народ балалаечку.

#9

Несмотря на богатство программ и виртуозное исполнительское мастерство, Бакитко не причисляет себя к исполнителям во вкусе «музыкальных гурманов» и видит свою задачу в том, чтобы «подарить людям немного праздника».

#6
Название: Балалайка-прима
Дата создания: 1957 год
№ Госкаталога: 38793888
Место создания: СССР, город Ленинград
Техника: дерево, металл, полимерный состав; заводское изделие
Размеры: 66×42×11 см, высота подставки для струн — 1,8 см
#3
читать дальшескрыть

Домра четырехструнная прима, балалайка прима

0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%