Экспозиции Музея обороны и тыла небольшие, но в них есть интересные экспонаты советской эпохи, среди которых — гипсовые статуэтки, передающие аромат истории и времени.
В наши дни гипсовые статуэтки — это свидетели истории, которые можно обнаружить лишь у коллекционеров или в музеях, да может быть, на старых чердаках.
До войны в СССР выпускалось немало художественных изделий, предназначенных для украшения интерьера. Среди них выделялись скульптуры (преимущественно бюсты) видных советских и партийных деятелей, известных писателей. Скульптуры же на бытовые сюжеты выпускались преимущественно в виде фарфоровых миниатюр, выпуск которых был налажен на многочисленных фарфоровых и фаянсовых заводах, а также в бессчётном количестве небольших художественных артелей. Одной из них была и расположенная в Пермской области Кунгурская артель, история которой начинается в начале XX века. В годы войны артель продолжала выпуск своего обычного ассортимента (миниатюры на бытовые темы, скульптуры советских вождей и военачальников), однако в 1950-е годы начинается выпуск «комодных» изделий, размеры которых значительно превышают обычные. У этой «гигантомании», впрочем, было и вполне экономическое объяснение: цена изделий в те годы напрямую зависела от их размеров.
Скульптура «Василий Теркин», пожалуй, одно из самых известных изделий Кунгурской артели того периода. Легендарный солдат запечатлён здесь таким, каким его привыкли видеть на страницах послевоенных книг и газет — во время короткого перерыва между боями, достающим кисет с табаком и раскрывающим письмо из дома. Правда, вместо классической пилотки на Василии надета меховая шапка-ушанка — намёк автора на Финскую войну, с которой, собственно, и начался литературный путь Тёркина. Несмотря на незамысловатый сюжет, скульптура выполнена очень тщательно, все детали образа проработаны, да и выражение лица Теркина далеко от тех бессмысленно-округлых образов, характерных для раннего советского декоративного искусства. Впрочем, причиной популярности этой статуэтки были не только её художественные достоинства (сказался начавшийся в артели в конце 40-х годов курс на изучение опыта ведущих фарфоровых предприятий СССР в пластике и цветовом оформлении изделий), но и популярность самого героя — легендарного Василия Теркина.
Любой советский человек, даже не слишком начитанный, с ходу узнавал в гипсовом пареньке в военном тулупе, с кисетом, письмом и гармошкой в руках героя произведения А. Твардовского. Василий Теркин в послевоенные годы стал символом солдата-героя Великой отечественной войны. И уже мало кто помнил, что свой боевой путь Василий Теркин начал вовсе не в 1941, а в 1939 году, на полях советско-финской войны (об этой войне см. статью «Неспокойные соседи»). Правда, в те годы звался он не Василием, а просто Васей Теркиным, да и авторство А. Твардовского в те годы нигде не указывалось. Как признавался позже и сам поэт, этот герой был создан не им одним, а целым коллективом авторов — его коллег по газете Ленинградского военного округа «На страже Родины»:
… многими людьми, в том числе литераторами, а больше всего не литераторами и в значительной степени самими моими корреспондентами. Они активнейшим образом участвовали в создании «Тёркина», начиная с первой его главы и до завершения книги.