Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Музей Ф.М. Решетникова»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве
#7
Дуга, Бубенец поддужный
#8

Дуга

#9
#2
В русской лошадиной упряжи часто использовали дугу. Это устройство было призвано облегчить труд лошади. Во-первых, благодаря дуге вся конструкция становилась более жесткой. Лошадь, запряженная таким способом, не тянула повозку за собой, а толкала ее, что значительно облегчало ее труд. Во-вторых, дуга, сопряженная с другими элементами конской упряжи, предохраняла лошадь от ударов хомутом или оглоблями.

Размер дуги всегда подбирался индивидуально под лошадь и зависел от габаритов животного, а также от веса и размера повозки. Различали дуги для запряжки одной лошади и для тройки. Дуга из музейной коллекции предназначена для одиночной запряжки. Для каждой лошади предпочитали изготавливать отдельную дугу.

Дерево для этой цели выбирали прочное: вяз, дуб, лещину. Заготовку необходимо было сделать ранней весной, когда деревья еще не успели набрать сок. Будущую дугу распаривали в бане или специальной парилке, после чего помещали в дужный станок и при помощи лошадиной силы загибали, вбивая по загибу клинья. Далее изделие оставляли сушиться в загнутом положении на несколько недель. После этого заготовку можно было обрабатывать. Необходимыми элементами для работы были пазы для оглобель. Также дугу нужно было отшлифовать, после чего мастер мог нанести резной узор, как на представленном экспонате, и раскрасить его.

Долгое время эти украшения не рассматривались исследователями народной культуры как нечто значимое. Интерес к дуге как к произведению искусства возник лишь в XIX веке. В 1877 году появились публикации с изображениями резных дуг в издании исследователя Ивана Голышева «Памятники старинной русской резьбы по дереву во Владимирской губернии». В том же году вышла статья археолога Владимира Стасова «Дуга и пряничный конек». В ней Стасов ставит вопросы о времени появления дуги у русских, о художественных особенностях ее убранства, об образном смысле узоров, которыми украшали этот предмет. Также он отмечает древность мотивов в орнаментации дуг и выделяет розетки — солнечные символы, мотивы трилистников, виноградных лоз, изображение земли в виде треугольной горки.
#3
Полное наименование: Дуга с растительным орнаментом
Дата создания: начало XX века
Техника: дерево, кожа, резьба, гнутье, раскрашивание
Место создания: Россия
Размеры: 76×90×6 см
Коллекция: МБУК «Объединенный музей писателей Урала», Екатеринбург
Правообладатель изображений: МБУК «Объединенный музей писателей Урала»
#10

Бубенец поддужный

#11
#5
В XVIII веке колокольчики использовались почтовыми ямщиками как особый сигнальный знак. Их предназначение заключалось в том, чтобы заблаговременно предупредить смотрителя почтовой станции о приближении повозки и подготовить сменных лошадей. Звук колокольчика был слышен более, чем за две версты.

Однако колокольчиками могли пользоваться и простые обыватели, что вносило путаницу в работу почтовой службы. В результате многочисленных жалоб почтового ведомства 18 декабря 1836 года Сенат издал особый указ, в котором говорилось следующее: «Запретить употребление колокольчиков всем тем, которые едут на собственных или вольнонаемных лошадях».

Но звон при езде оставался всеобщей необходимостью. Во-первых, он оповещал пешеходов о приближении повозки, во-вторых, был незаменимым спутником в дороге. Это связано с культурной традицией: славяне еще в глубочайшей древности использовали бубенцы как оберег, пришивая их к одежде. В результате на смену колокольчику пришел поддужный бубенец, который стал хорошей альтернативой для обывателей.

Во время раскопок в Новгороде бубенцы были обнаружены во всех культурных слоях — с X по XVI век. В русском национальном костюме бубенцы часто использовались в качестве пуговиц, это продолжалось вплоть до начала XX века. Однако наибольшее распространение в России бубенцы получили после запрета на использование поддужных колокольчиков. Самый крупный из бубенцов, как правило, прикреплялся посередине дуги над головой лошади. Кроме того, мелкие бубенцы могли развешиваться по всей дуге, на оглоблях и ремнях уздечки или шлеи. Богатые и знатные люди украшали всю сбрую бубенцами из серебра.

Бубенец представляет собой металлическую полую сферу с прорезом, в которой свободно катается металлический полнотелый шарик. При встряске шарик ударяется о края сферы, в результате чего возникает звук. Бубенцы имеют более тусклый и менее продолжительный звук, чем колокольчики, но зато звучат в любом положении. По технике изготовления они разделяются на штампованные, литые и кованые. Полушария медных бубенцов спаивались оловом, железных — медью. Встречаются бубенцы без шва, с ободком и рубчиком.
#6
Полное наименование: Бубенец поддужный для упряжи
Дата создания: первая половина XX века
Техника: бронза, литье, спайка
Место создания: неизвестно
Размеры: 8×7,9×7,9 см
Коллекция: МБУК «Объединенный музей писателей Урала», Екатеринбург
Правообладатель изображений: МБУК «Объединенный музей писателей Урала»
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Дуга, Бубенец поддужный

1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%