Ээреном в Туве называли шаманскую куклу (идол), которую считали вместилищем духа-помощника. Как правило, ээренов вязали из чаламы — разноцветных лент.
Основа простого ээрена — косичка из трех, четырех или пяти лент (иногда и больше), в которую вплетаются различные символы. По этим символам можно было понять, хранилищем для какого духа является идол и для каких целей он сделан. Например, к ээрену, который шаман плел для обращения к духу-медведю (Адыг ээрен), привязывали медвежий коготь или кусок медвежьей шкуры, а ээрен для привлечения денег увешивали китайскими монетами.
Практически всем идолам делали глаза и рот, а также вешали на них колокольчик. Верхнюю часть идола — «голову» — набивали пшеном, табаком или монетами. Это было подношением духу-помощнику, который в нем жил.
По своему предназначению все ээрены можно было разделить на несколько групп. Самыми распространенными были охранные — духи-помощники, которых шаман призывал для защиты человека или помещения. Среди них чаще всего встречались обереги дома, семьи и детей. Сначала освящали место, а потом сразу вязали для него идола. В наши дни таких же ээренов тувинцы используют и для защиты автомобилей.
Идолов для привлечения богатства, здоровья и удачи изготавливали сразу после обряда камлания — общения с духами. Обычно люди их заказывали для конкретной цели. В связи с этим выбирали и цвет будущего ээрена. Белый использовали, чтобы привлечь удачу, красный обеспечивал владельцу богатство, а желтый оберегал здоровье.
К идолам могли прикреплять дополнительные символы, которые ассоциировались с удачей или богатством: подковки, драгоценные камни, монеты или мешочки с пшеном.
К духам-помощникам относились по-особому, ээрены считались сакральными предметами. Их регулярно «кормили» молоком, топленым жиром или маслом, окуривали можжевеловым дымом (артышом) и повязывали на них в знак благодарности цветные ленты или другие атрибуты.
В музейной коллекции хранится ээрен — окунь. По верованиям, этот идол оберегал юрту. У духа-помощника существует также этническое название — Балык ээрен (рыба).
Ээрен изготовлен из цельного куска древесины, которая окрашена в черный цвет. Ярко выраженные жабры, глаза, хвост, два верхних и два нижних плавника выполнены в технике рельефной резьбы. В верхнем плавнике проделано круглое сквозное отверстие, в него продета лента из сыромятной кожи, с помощью которой ээрен подвешивают. К отверстиям нижних плавников привязаны два пучка хлопчатобумажных лент красного, желтого, синего, коричневого, черного, зеленого, серого и белого цветов.
Основа простого ээрена — косичка из трех, четырех или пяти лент (иногда и больше), в которую вплетаются различные символы. По этим символам можно было понять, хранилищем для какого духа является идол и для каких целей он сделан. Например, к ээрену, который шаман плел для обращения к духу-медведю (Адыг ээрен), привязывали медвежий коготь или кусок медвежьей шкуры, а ээрен для привлечения денег увешивали китайскими монетами.
Практически всем идолам делали глаза и рот, а также вешали на них колокольчик. Верхнюю часть идола — «голову» — набивали пшеном, табаком или монетами. Это было подношением духу-помощнику, который в нем жил.
По своему предназначению все ээрены можно было разделить на несколько групп. Самыми распространенными были охранные — духи-помощники, которых шаман призывал для защиты человека или помещения. Среди них чаще всего встречались обереги дома, семьи и детей. Сначала освящали место, а потом сразу вязали для него идола. В наши дни таких же ээренов тувинцы используют и для защиты автомобилей.
Идолов для привлечения богатства, здоровья и удачи изготавливали сразу после обряда камлания — общения с духами. Обычно люди их заказывали для конкретной цели. В связи с этим выбирали и цвет будущего ээрена. Белый использовали, чтобы привлечь удачу, красный обеспечивал владельцу богатство, а желтый оберегал здоровье.
К идолам могли прикреплять дополнительные символы, которые ассоциировались с удачей или богатством: подковки, драгоценные камни, монеты или мешочки с пшеном.
К духам-помощникам относились по-особому, ээрены считались сакральными предметами. Их регулярно «кормили» молоком, топленым жиром или маслом, окуривали можжевеловым дымом (артышом) и повязывали на них в знак благодарности цветные ленты или другие атрибуты.
В музейной коллекции хранится ээрен — окунь. По верованиям, этот идол оберегал юрту. У духа-помощника существует также этническое название — Балык ээрен (рыба).
Ээрен изготовлен из цельного куска древесины, которая окрашена в черный цвет. Ярко выраженные жабры, глаза, хвост, два верхних и два нижних плавника выполнены в технике рельефной резьбы. В верхнем плавнике проделано круглое сквозное отверстие, в него продета лента из сыромятной кожи, с помощью которой ээрен подвешивают. К отверстиям нижних плавников привязаны два пучка хлопчатобумажных лент красного, желтого, синего, коричневого, черного, зеленого, серого и белого цветов.