#19
Фотографии Ельца
#34
#21
#22
Великокняжеская церковь появилась благодаря почетному гражданину Ельца, купцу и промышленнику Александру Заусайлову. Его трудами и заботами город украшен во многих местах, но Великокняжеская церковь и Дом призрения превзошли все остальное. В 1883 году на Успенской улице по проекту Александра Каминского была возведена Царская часовня в память об убитом народовольцами царе-освободителе Александре II, ставшая впоследствии своеобразным притвором храма.
Мысль о сооружении церкви во имя святых благоверных князей Михаила Тверского и Александра Невского зародилась у Заусайлова в связи с посещением Ельца 2 октября 1909 года братом царя Николая II Михаилом Александровичем Романовым. Россия готовилась отметить 50-летие манифеста 1861 года его деда Александра II об освобождении крестьян. Проект церкви талантливо разработал орловский архитектор Вильфорд. Строительство было произведено в удивительно короткий срок — за год и три месяца. Работы по возведению храма не прерывались даже в холодное время года: над местом стройки возвели огромный отапливаемый шатер. Также были использованы все технические новинки начала XX века: бетонные своды, электричество, автоматически убираемые сидения, водяное отопление, водопровод. С севера и запада входы в храм украсили ажурные чугунные крыльца-сени на фигурных столбах. Котельная размещалась под соседним зданием, а в подвале были смонтированы радиаторы, нагревавшие воздух, который по каналам в стенах поднимался в храм.
12 марта 1910 года состоялось торжественное водружение креста. Полый внутри «хрустальный» крест был выполнен на металлическом каркасе, сверкал на солнце, а ночью подсвечивался электричеством. По верху главного купола проложили медную трубку с отверстиями и фонтанчики воды в летнее время омывали крест. Купола храма были вызолочены, кровля покрыта медью. Чердачное помещение отапливалось. 18 августа 1910 года на звонницу был поднят главный колокол весом в 100 пудов. Задуманное архитектором Вильфартом роскошное, насыщенное деталями убранство фасада при строительстве было несколько упрощено, но всё же производит впечатление богатства и праздничности во многом благодаря применению полихромных изразцов с текстом молитвы и травными орнаментами.
Ещё большее впечатление оставляет внутреннее убранство храма, стены и своды которого полностью покрыты майоликовой плиткой, имитирующей мозаику. Иконостас был также выполнен из майолики. Царские Врата были серебряными, а иконы выполнены в технике масляной живописи. Вместе с цветными витражами интерьер, особенно в ночное время, когда зажжены свечи в храме, мерцает и переливается огнями сказочной красоты. Пол был паркетный, а панели стен отделаны дубовой рейкой. Освящение храма состоялось 11 февраля 1911 года. Прихожанами являлись члены общества хоругвеносцев. К 300-летию династии Романовых, всего за год, с 1912 по 1913, Заусайлов рядом с церковью построил Дом Призрения — приют для сирых и убогих, выполненный по проекту известного живописца и монументалиста Виктора Васнецова.
Мысль о сооружении церкви во имя святых благоверных князей Михаила Тверского и Александра Невского зародилась у Заусайлова в связи с посещением Ельца 2 октября 1909 года братом царя Николая II Михаилом Александровичем Романовым. Россия готовилась отметить 50-летие манифеста 1861 года его деда Александра II об освобождении крестьян. Проект церкви талантливо разработал орловский архитектор Вильфорд. Строительство было произведено в удивительно короткий срок — за год и три месяца. Работы по возведению храма не прерывались даже в холодное время года: над местом стройки возвели огромный отапливаемый шатер. Также были использованы все технические новинки начала XX века: бетонные своды, электричество, автоматически убираемые сидения, водяное отопление, водопровод. С севера и запада входы в храм украсили ажурные чугунные крыльца-сени на фигурных столбах. Котельная размещалась под соседним зданием, а в подвале были смонтированы радиаторы, нагревавшие воздух, который по каналам в стенах поднимался в храм.
12 марта 1910 года состоялось торжественное водружение креста. Полый внутри «хрустальный» крест был выполнен на металлическом каркасе, сверкал на солнце, а ночью подсвечивался электричеством. По верху главного купола проложили медную трубку с отверстиями и фонтанчики воды в летнее время омывали крест. Купола храма были вызолочены, кровля покрыта медью. Чердачное помещение отапливалось. 18 августа 1910 года на звонницу был поднят главный колокол весом в 100 пудов. Задуманное архитектором Вильфартом роскошное, насыщенное деталями убранство фасада при строительстве было несколько упрощено, но всё же производит впечатление богатства и праздничности во многом благодаря применению полихромных изразцов с текстом молитвы и травными орнаментами.
Ещё большее впечатление оставляет внутреннее убранство храма, стены и своды которого полностью покрыты майоликовой плиткой, имитирующей мозаику. Иконостас был также выполнен из майолики. Царские Врата были серебряными, а иконы выполнены в технике масляной живописи. Вместе с цветными витражами интерьер, особенно в ночное время, когда зажжены свечи в храме, мерцает и переливается огнями сказочной красоты. Пол был паркетный, а панели стен отделаны дубовой рейкой. Освящение храма состоялось 11 февраля 1911 года. Прихожанами являлись члены общества хоругвеносцев. К 300-летию династии Романовых, всего за год, с 1912 по 1913, Заусайлов рядом с церковью построил Дом Призрения — приют для сирых и убогих, выполненный по проекту известного живописца и монументалиста Виктора Васнецова.
#25
Полное наименование: Великокняжеская церковь. Фотография
Автор: Иванов Сим Егорович
Дата создания: 2010 год
Техника: фотография
Размеры: 10×15 см
Правообладатель изображений: Елецкий городской краеведческий музей
Коллекция: Елецкий городской краеведческий музей
Автор: Иванов Сим Егорович
Дата создания: 2010 год
Техника: фотография
Размеры: 10×15 см
Правообладатель изображений: Елецкий городской краеведческий музей
Коллекция: Елецкий городской краеведческий музей
#35
Детский сад
#26
#27
Любимое место любого ребёнка — Детский парк. Карусели, качели, всевозможные аттракционы, красиво подстриженные кустарники, ухоженные клумбы. Во времена Бунина здесь нередко, даже в зимнее время, выступал цирк братьев Труцци. Его основу составляла семья талантливых жонглёров и дрессировщиков лошадей, потомков одного из старейших итальянских цирковых родов. В ту пору в цирке выступали три брата Труцци: Рудольфо — выдающийся дрессировщик лошадей и отличный администратор, Жижетто — талантливый жокей и Энрико — первоклассный жонглер на лошади. Именно он впервые в истории циркового искусства начал жонглировать, стоя на лошади, горящими факелами.С 1881 по 1896 год цирк выступал в Орле, Ельце, Курске, Могилёве, Москве. Современники отмечали, что ни в одном цирке, работавшем в России, не было такой творческой дисциплины, как у Труцци. Представление начиналось как священнодействие. Программа составлялась так, чтобы каждый артист был занят несколько раз в вечер, чтобы никто в цирке не оставался праздным. В этом цирке начиналась история цирковой династии Дуровых и карьера знаменитого силача Ивана Поддубного. Выступала в цирке Труцци и укротительница львов мисс Кора.
#28
«А вечером мы сидели в огромном и ледяном шатре братьев Труцци … Резко, попугаями, вскрикивали, вылетая на арену под гогот публики и со всего размаху шлепаясь с притворной неловкостью животом в песок, широкоштанные клоуны с мучными лицами и оранжево-огненными волосами, за ними тяжело вырывалась белая лошадь, на широчайшей, вогнутой спине которой стоя неслась вся осыпанная золотыми блёстками коротконогая женщина в розовом трико, с розовыми тугими ляжками под торчащей балетной юбочкой. Музыка с беззаботной удалью нажаривала: „Ивушка, ивушка, зелёная моя“, чернобородый красавец директор во фраке, в ботфортах и в цилиндре, стоя и вращаясь посреди арены, равномерно и чудесно стрелял длинным бичом, лошадь круто, упрямо выгнув шею, вся завалившись вкось, тяжким галопом мчалась по самому краю круга, женщина выжидательно пружинила на ней и вдруг с каким-то коротким, кокетливым криком взвивалась и с треском прорывала бумажный щит, вскинутый перед ней шталмейстерами в камзолах». Когда же под аплодисменты публики наездница убегала за кулисы, музыка смолкала, «весь цирк замирал в сладком ужасе: шталмейстеры с страшной поспешностью бежали за арену, таща за собой огромную железную клетку. А за кулисами внезапно раздавался чудовищный перекатный рык … и затем такой мощный царственный выдох, что до основания сотрясался весь шатёр братьев Труцци…»
Бунин И.А. «Жизнь Арсеньева»
#29
Полное наименование: Детский сад. Фотокопия с почтовой карточки
Автор: Иванов Сим Егорович
Дата создания: 2010 год
Техника: фотография
Размеры: 10×15 см
Коллекция: Елецкий городской краеведческий музей
Правообладатель изображений: Елецкий городской краеведческий музей
Автор: Иванов Сим Егорович
Дата создания: 2010 год
Техника: фотография
Размеры: 10×15 см
Коллекция: Елецкий городской краеведческий музей
Правообладатель изображений: Елецкий городской краеведческий музей
#36
Улица Орловская
#31
#32
Орловская улица — одна из центральных улиц нашего города. Начало своё берёт от Вознесенского собора и идёт на запад к выезду из города. На ней находятся Городской и Детский сады, пожарная каланча, больница и тюрьма, ограда и колокольня бывшего Троицкого мужского монастыря.
В своём знаменитом романе Бунин называет её, видимо, из — за протяженности, Долгой, и даёт описание тёплым субботним вечером: «А прямая, как стрела, Долгая улица, ведущая вон из города, к острогу и монастырю, тонет в пыли и слепящем блеске солнца, заходящего как раз в конце её пролёта, и в этом пыльном золоте течёт поток идущих и едущих, возвращающихся с рысистых бегов, которыми тоже знаменит город, — и сколько тут франтов из всяких писцов и приказчиков, сколько барышень, разряженных точно райские птицы, сколько щегольских шарабанов, в которых красуются … купчики, сидя рядом со своими молодыми жёнами и сдерживая своих рысачков! А в соборе звонят ко всенощной, и бородатые, степенные кучера везут в тяжёлых и покойных колясках, … старых купчих с восковыми свечами в руках, поражающих или жёлтой пухлостью и обилием драгоценностей, или гробовой белизной и худобой…»
Бунин И.А. «Жизнь Арсеньева»
А вот какой увидела её проездом суходольская дворовая девушка Наталья, в наказание отправленная господами на дальний хутор: «Запомнилось, что есть места на городских улицах, выложенные камнями, по которым престранно гремит телега, что издалека пахнет город железными крышами … Наташка сидела, не двигаясь, не сводила глаз с купола тогда только что построенного собора, огромной серебряной звездой горевшего где-то далеко за домами … Впереди была белая голая улица, белая мостовая, белые дома — и все это замыкалось огромным белым собором под новым бело-жестяным куполом, и небо над ним стало бледно-синее, сухое.… И Наташка с болезненным удивлением глядела на разряженный народ, идущий взад и вперед по камням возле домов, ворот и лавок с раскрытыми дверями… «И зачем поехал тут Евсей, — думала она, — как решился он греметь тут телегой?»
Бунин И.А. «Суходол»
Вечером обычно устраивалось гулянье в городском саду: «… меня поразила несметная, от тесноты медленно двигающаяся по главной аллее толпа, пахнущая пылью и дешевыми духами, меж тем как в конце аллеи, в сияющией цветными шкаликами раковине, томно разливался вальсом, рычал и гремел во все свои медные трубы и литавры военный оркестр».
Бунин И.А. «Жизнь Арсеньева»
В различных бунинских произведениях Орловская улица носит имя Соборной, Монастырской или Острожной.
В своём знаменитом романе Бунин называет её, видимо, из — за протяженности, Долгой, и даёт описание тёплым субботним вечером: «А прямая, как стрела, Долгая улица, ведущая вон из города, к острогу и монастырю, тонет в пыли и слепящем блеске солнца, заходящего как раз в конце её пролёта, и в этом пыльном золоте течёт поток идущих и едущих, возвращающихся с рысистых бегов, которыми тоже знаменит город, — и сколько тут франтов из всяких писцов и приказчиков, сколько барышень, разряженных точно райские птицы, сколько щегольских шарабанов, в которых красуются … купчики, сидя рядом со своими молодыми жёнами и сдерживая своих рысачков! А в соборе звонят ко всенощной, и бородатые, степенные кучера везут в тяжёлых и покойных колясках, … старых купчих с восковыми свечами в руках, поражающих или жёлтой пухлостью и обилием драгоценностей, или гробовой белизной и худобой…»
Бунин И.А. «Жизнь Арсеньева»
А вот какой увидела её проездом суходольская дворовая девушка Наталья, в наказание отправленная господами на дальний хутор: «Запомнилось, что есть места на городских улицах, выложенные камнями, по которым престранно гремит телега, что издалека пахнет город железными крышами … Наташка сидела, не двигаясь, не сводила глаз с купола тогда только что построенного собора, огромной серебряной звездой горевшего где-то далеко за домами … Впереди была белая голая улица, белая мостовая, белые дома — и все это замыкалось огромным белым собором под новым бело-жестяным куполом, и небо над ним стало бледно-синее, сухое.… И Наташка с болезненным удивлением глядела на разряженный народ, идущий взад и вперед по камням возле домов, ворот и лавок с раскрытыми дверями… «И зачем поехал тут Евсей, — думала она, — как решился он греметь тут телегой?»
Бунин И.А. «Суходол»
Вечером обычно устраивалось гулянье в городском саду: «… меня поразила несметная, от тесноты медленно двигающаяся по главной аллее толпа, пахнущая пылью и дешевыми духами, меж тем как в конце аллеи, в сияющией цветными шкаликами раковине, томно разливался вальсом, рычал и гремел во все свои медные трубы и литавры военный оркестр».
Бунин И.А. «Жизнь Арсеньева»
В различных бунинских произведениях Орловская улица носит имя Соборной, Монастырской или Острожной.
#33
Полное наименование: Улица Орловская. Фотокопия
Автор: Иванов Сим Егорович
Дата создания: 2010 год
Техника: фотография
Размеры: 10×15 см
Коллекция: Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Елецкий городской краеведческий музей»
Правообладатель изображений: Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Елецкий городской краеведческий музей»
Автор: Иванов Сим Егорович
Дата создания: 2010 год
Техника: фотография
Размеры: 10×15 см
Коллекция: Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Елецкий городской краеведческий музей»
Правообладатель изображений: Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Елецкий городской краеведческий музей»
#37
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Фотографии Ельца
Выставка
0

Открыть в приложении
Поделиться