Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Вспоминая бунинское время»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве
#19
Фотографии Ельца
#34

Великокняжеская церковь

#21
#22
Великокняжеская церковь появилась благодаря почетному гражданину Ельца, купцу и промышленнику Александру Заусайлову. Его трудами и заботами город украшен во многих местах, но Великокняжеская церковь и Дом призрения превзошли все остальное. В 1883 году на Успенской улице по проекту Александра Каминского была возведена Царская часовня в память об убитом народовольцами царе-освободителе Александре II, ставшая впоследствии своеобразным притвором храма.

Мысль о сооружении церкви во имя святых благоверных князей Михаила Тверского и Александра Невского зародилась у Заусайлова в связи с посещением Ельца 2 октября 1909 года братом царя Николая II Михаилом Александровичем Романовым. Россия готовилась отметить 50-летие манифеста 1861 года его деда Александра II об освобождении крестьян. Проект церкви талантливо разработал орловский архитектор Вильфорд. Строительство было произведено в удивительно короткий срок — за год и три месяца. Работы по возведению храма не прерывались даже в холодное время года: над местом стройки возвели огромный отапливаемый шатер. Также были использованы все технические новинки начала XX века: бетонные своды, электричество, автоматически убираемые сидения, водяное отопление, водопровод. С севера и запада входы в храм украсили ажурные чугунные крыльца-сени на фигурных столбах. Котельная размещалась под соседним зданием, а в подвале были смонтированы радиаторы, нагревавшие воздух, который по каналам в стенах поднимался в храм.

12 марта 1910 года состоялось торжественное водружение креста. Полый внутри «хрустальный» крест был выполнен на металлическом каркасе, сверкал на солнце, а ночью подсвечивался электричеством. По верху главного купола проложили медную трубку с отверстиями и фонтанчики воды в летнее время омывали крест. Купола храма были вызолочены, кровля покрыта медью. Чердачное помещение отапливалось. 18 августа 1910 года на звонницу был поднят главный колокол весом в 100 пудов. Задуманное архитектором Вильфартом роскошное, насыщенное деталями убранство фасада при строительстве было несколько упрощено, но всё же производит впечатление богатства и праздничности во многом благодаря применению полихромных изразцов с текстом молитвы и травными орнаментами.

Ещё большее впечатление оставляет внутреннее убранство храма, стены и своды которого полностью покрыты майоликовой плиткой, имитирующей мозаику. Иконостас был также выполнен из майолики. Царские Врата были серебряными, а иконы выполнены в технике масляной живописи. Вместе с цветными витражами интерьер, особенно в ночное время, когда зажжены свечи в храме, мерцает и переливается огнями сказочной красоты. Пол был паркетный, а панели стен отделаны дубовой рейкой. Освящение храма состоялось 11 февраля 1911 года. Прихожанами являлись члены общества хоругвеносцев. К 300-летию династии Романовых, всего за год, с 1912 по 1913, Заусайлов рядом с церковью построил Дом Призрения — приют для сирых и убогих, выполненный по проекту известного живописца и монументалиста Виктора Васнецова.
#25
Полное наименование: Великокняжеская церковь. Фотография
Автор: Иванов Сим Егорович
Дата создания: 2010 год
Техника: фотография
Размеры: 10×15 см
Правообладатель изображений: Елецкий городской краеведческий музей
Коллекция: Елецкий городской краеведческий музей
#35

Детский сад

#26
#27
Любимое место любого ребёнка — Детский парк. Карусели, качели, всевозможные аттракционы, красиво подстриженные кустарники, ухоженные клумбы. Во времена Бунина здесь нередко, даже в зимнее время, выступал цирк братьев Труцци. Его основу составляла семья талантливых жонглёров и дрессировщиков лошадей, потомков одного из старейших итальянских цирковых родов. В ту пору в цирке выступали три брата Труцци: Рудольфо — выдающийся дрессировщик лошадей и отличный администратор, Жижетто — талантливый жокей и Энрико — первоклассный жонглер на лошади. Именно он впервые в истории циркового искусства начал жонглировать, стоя на лошади, горящими факелами.С 1881 по 1896 год цирк выступал в Орле, Ельце, Курске, Могилёве, Москве. Современники отмечали, что ни в одном цирке, работавшем в России, не было такой творческой дисциплины, как у Труцци. Представление начиналось как священнодействие. Программа составлялась так, чтобы каждый артист был занят несколько раз в вечер, чтобы никто в цирке не оставался праздным. В этом цирке начиналась история цирковой династии Дуровых и карьера знаменитого силача Ивана Поддубного. Выступала в цирке Труцци и укротительница львов мисс Кора.
#28
«А вечером мы сидели в огромном и ледяном шатре братьев Труцци … Резко, попугаями, вскрикивали, вылетая на арену под гогот публики и со всего размаху шлепаясь с притворной неловкостью животом в песок, широкоштанные клоуны с мучными лицами и оранжево-огненными волосами, за ними тяжело вырывалась белая лошадь, на широчайшей, вогнутой спине которой стоя неслась вся осыпанная золотыми блёстками коротконогая женщина в розовом трико, с розовыми тугими ляжками под торчащей балетной юбочкой. Музыка с беззаботной удалью нажаривала: „Ивушка, ивушка, зелёная моя“, чернобородый красавец директор во фраке, в ботфортах и в цилиндре, стоя и вращаясь посреди арены, равномерно и чудесно стрелял длинным бичом, лошадь круто, упрямо выгнув шею, вся завалившись вкось, тяжким галопом мчалась по самому краю круга, женщина выжидательно пружинила на ней и вдруг с каким-то коротким, кокетливым криком взвивалась и с треском прорывала бумажный щит, вскинутый перед ней шталмейстерами в камзолах». Когда же под аплодисменты публики наездница убегала за кулисы, музыка смолкала, «весь цирк замирал в сладком ужасе: шталмейстеры с страшной поспешностью бежали за арену, таща за собой огромную железную клетку. А за кулисами внезапно раздавался чудовищный перекатный рык … и затем такой мощный царственный выдох, что до основания сотрясался весь шатёр братьев Труцци…»
Бунин И.А. «Жизнь Арсеньева»
#29
Полное наименование: Детский сад. Фотокопия с почтовой карточки
Автор: Иванов Сим Егорович
Дата создания: 2010 год
Техника: фотография
Размеры: 10×15 см
Коллекция: Елецкий городской краеведческий музей
Правообладатель изображений: Елецкий городской краеведческий музей
#36

Улица Орловская

#31
#32
Орловская улица — одна из центральных улиц нашего города. Начало своё берёт от Вознесенского собора и идёт на запад к выезду из города. На ней находятся Городской и Детский сады, пожарная каланча, больница и тюрьма, ограда и колокольня бывшего Троицкого мужского монастыря.

В своём знаменитом романе Бунин называет её, видимо, из — за протяженности, Долгой, и даёт описание тёплым субботним вечером: «А прямая, как стрела, Долгая улица, ведущая вон из города, к острогу и монастырю, тонет в пыли и слепящем блеске солнца, заходящего как раз в конце её пролёта, и в этом пыльном золоте течёт поток идущих и едущих, возвращающихся с рысистых бегов, которыми тоже знаменит город, — и сколько тут франтов из всяких писцов и приказчиков, сколько барышень, разряженных точно райские птицы, сколько щегольских шарабанов, в которых красуются … купчики, сидя рядом со своими молодыми жёнами и сдерживая своих рысачков! А в соборе звонят ко всенощной, и бородатые, степенные кучера везут в тяжёлых и покойных колясках, … старых купчих с восковыми свечами в руках, поражающих или жёлтой пухлостью и обилием драгоценностей, или гробовой белизной и худобой…»

Бунин И.А. «Жизнь Арсеньева»

А вот какой увидела её проездом суходольская дворовая девушка Наталья, в наказание отправленная господами на дальний хутор: «Запомнилось, что есть места на городских улицах, выложенные камнями, по которым престранно гремит телега, что издалека пахнет город железными крышами … Наташка сидела, не двигаясь, не сводила глаз с купола тогда только что построенного собора, огромной серебряной звездой горевшего где-то далеко за домами … Впереди была белая голая улица, белая мостовая, белые дома — и все это замыкалось огромным белым собором под новым бело-жестяным куполом, и небо над ним стало бледно-синее, сухое.… И Наташка с болезненным удивлением глядела на разряженный народ, идущий взад и вперед по камням возле домов, ворот и лавок с раскрытыми дверями… «И зачем поехал тут Евсей, — думала она, — как решился он греметь тут телегой?»

Бунин И.А. «Суходол»

Вечером обычно устраивалось гулянье в городском саду: «… меня поразила несметная, от тесноты медленно двигающаяся по главной аллее толпа, пахнущая пылью и дешевыми духами, меж тем как в конце аллеи, в сияющией цветными шкаликами раковине, томно разливался вальсом, рычал и гремел во все свои медные трубы и литавры военный оркестр».

Бунин И.А. «Жизнь Арсеньева»

В различных бунинских произведениях Орловская улица носит имя Соборной, Монастырской или Острожной.
#33
Полное наименование: Улица Орловская. Фотокопия
Автор: Иванов Сим Егорович
Дата создания: 2010 год
Техника: фотография
Размеры: 10×15 см
Коллекция: Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Елецкий городской краеведческий музей»
Правообладатель изображений: Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Елецкий городской краеведческий музей»
#37
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%