Создание устройства, способного записывать и хранить звуки, без сомнения является величайшим техническим достижением, сделанным человеком. Впервые подобный аппарат был создан в 1857 г. французским изобретателем Леоном Скоттом де Мартинвиллем (1817—1879). Он назвал свое устройство фоноавтограф (в переводе с греческого: «звук — сам — пишу») и в этом же году получил на него патент.
Принцип действия первого звукозаписывающего аппарата заключался в следующем: игла колебалась от воздействующих на нее звуковых волн и вычерчивала их на поверхности вращавшегося цилиндра, покрытого слоем сажи. В результате на цилиндре как бы получался рисунок звука. Поэтому на него можно было только посмотреть, а воспроизвести невозможно.
Задачу записи и воспроизведения звука удалось решить уже известному нам американскому изобретателю Томасу Алва Эдисону. В 1877 г. он создал фонограф (звук — пишу). Этот прибор также использовал колебания звуковых волн, но их фиксировали на вращающийся цилиндр, покрытый воском. Таким образом, аппарат Эдисона не только «рисовал» звук, но и «консервировал». Поэтому если приставить иглу к началу прорезанной ею в воске дорожки и придать цилиндру вращение, можно было заставить иглу повторить колебания, совершенные при записи. При этом специальная мембрана, прикрепленная к игле, воспроизводила записанные звуки.
В 1878 г. Эдисон основал фирму по производству фонографов. В рекламе говорилось, что такой аппарат можно использовать в качестве секретаря, для диктовки писем и записи телефонных сообщений, издания звуковых книг и воспроизведения музыки. Однако качество звучания было очень низким, а одного цилиндра хватало на запись всего нескольких минут разговора, поэтому желающих приобрести «говорящую машину» практически не нашлось.
Более совершенный звукозаписывающий аппарат создал в 1888 г. американский инженер Эмиль Берлинер (1851—1929). Новое устройство вначале называли «фонограмом» — «звук записывать», но I затем, для того чтобы не путать с фонографом Эдисона, изменили его на «граммофон» (в переводе с греческого — «записанный звук»).
В отличие от фонографа, прибор Берлинера записывал звук не на цилиндр, а на плоский диск. Так появились первые граммофонные пластинки (чаще говорят — грампластинка). Такие пластинки изготавливали из эбонита, и поэтому запись на них сохранялась достаточно долго, а сами пластинки можно было тиражировать в любом количестве. Уже в конце XIX в. в США была открыта первая в мире фабрика граммофонных пластинок. В начале XX в. подобные предприятия были созданы в Европе и Англии. Кстати, первые граммофонные пластинки выпускались односторонними, а с 1903 г. их начали делать двухсторонними.
В 40-х гг. XX века граммофоны начали уступать более компактным и удобным в обращении патефонам. Во-первых, в их конструкции отсутствовала огромная труба, во-вторых, они оснащались усовершенствованным заводным механизмом, и, в-третьих, качество воспроизводимого ими звука было значительно лучше. Производством этого необычного аппарата занялась известная французская киностудия Пате, созданная еще в 1896 г. братьями Эмилем (1860—1937) и Шарлем (1863—1957) Пате. Новинка получила свое название от их фамилии и греческого слова «фон» — «звук».
В отличие от граммофона, рупор, издающий звук, имел небольшой размер и был встроен в корпус, что позволило скомпоновать весь аппарат в виде чемодана. Заводной механизм был оснащен центробежным регулятором скорости и имел мощную пружину, одного завода которой хватало на проигрывание одной двухсторонней пластинки.
Первые модели граммофонов и патефонов были полностью механическими. Электрические методы записи и воспроизведения звука были разработаны в 1924 г. сотрудниками американской фирмы «Вестерн электрик компани». По новой технологии звук улавливался микрофонами, преобразовывался в электрические сигналы, усиливался и передавался на режущую головку, которая наносила на диск бороздку высокого качества. Затем происходил обратный процесс—механические колебания иголки преобразовывались в электрические сигналы, которые воспроизводились с помощью усилителя и громкоговорителей (динамиков).
Изобретение электрической звукозаписи вскоре привело к созданию электрических граммофонов. Им дали название «электрофон», полученное путем сокращения термина «электропатефон». В быту такое устройство чаще называли проигрывателем пластинок или просто вертушкой. К 80-м гг. XX века электрофоны достигли своего совершенства, но в дальнейшем были вытеснены компакт-дисками, использующими цифровой принцип записи сигнала.
Электрофон сетевой транзисторный «Каравелла-201/А» с начала 1974 года выпускал Кировский завод «Ладога». Электрофон «Каравелла-201» представляет собой модернизированный вариант электрофона «Каравелла». Он рассчитан на воспроизведение грамзаписи с грампластинок всех форматов, а также имеет встроенный приёмник для приёма трёхпрограммного проводного радиовещания. По электрической схеме в тракте грамзаписи он аналогичен электрофону «Аккорд», но здесь во входной цепи усилителя используется активный полосовой фильтр и III-ЭПУ-28 (позже III-ЭПУ-38М) вместо II-ЭПУ-76 установленного в модели «Аккорд-201». Номинальная выходная мощность электрофона — 2 Вт, диапазон частот при воспроизведении грамзаписи 100—10000 Гц, при приёме радиотрансляции — 100-6000 Гц. Имеется регулировка тембра по НЧ и ВЧ. Размеры электрофона — 547×297×133 мм, вес — 10 кг. Электрофон «Каравелла-201А» не имеет трёхпрограммного приёмника.
Принцип действия первого звукозаписывающего аппарата заключался в следующем: игла колебалась от воздействующих на нее звуковых волн и вычерчивала их на поверхности вращавшегося цилиндра, покрытого слоем сажи. В результате на цилиндре как бы получался рисунок звука. Поэтому на него можно было только посмотреть, а воспроизвести невозможно.
Задачу записи и воспроизведения звука удалось решить уже известному нам американскому изобретателю Томасу Алва Эдисону. В 1877 г. он создал фонограф (звук — пишу). Этот прибор также использовал колебания звуковых волн, но их фиксировали на вращающийся цилиндр, покрытый воском. Таким образом, аппарат Эдисона не только «рисовал» звук, но и «консервировал». Поэтому если приставить иглу к началу прорезанной ею в воске дорожки и придать цилиндру вращение, можно было заставить иглу повторить колебания, совершенные при записи. При этом специальная мембрана, прикрепленная к игле, воспроизводила записанные звуки.
В 1878 г. Эдисон основал фирму по производству фонографов. В рекламе говорилось, что такой аппарат можно использовать в качестве секретаря, для диктовки писем и записи телефонных сообщений, издания звуковых книг и воспроизведения музыки. Однако качество звучания было очень низким, а одного цилиндра хватало на запись всего нескольких минут разговора, поэтому желающих приобрести «говорящую машину» практически не нашлось.
Более совершенный звукозаписывающий аппарат создал в 1888 г. американский инженер Эмиль Берлинер (1851—1929). Новое устройство вначале называли «фонограмом» — «звук записывать», но I затем, для того чтобы не путать с фонографом Эдисона, изменили его на «граммофон» (в переводе с греческого — «записанный звук»).
В отличие от фонографа, прибор Берлинера записывал звук не на цилиндр, а на плоский диск. Так появились первые граммофонные пластинки (чаще говорят — грампластинка). Такие пластинки изготавливали из эбонита, и поэтому запись на них сохранялась достаточно долго, а сами пластинки можно было тиражировать в любом количестве. Уже в конце XIX в. в США была открыта первая в мире фабрика граммофонных пластинок. В начале XX в. подобные предприятия были созданы в Европе и Англии. Кстати, первые граммофонные пластинки выпускались односторонними, а с 1903 г. их начали делать двухсторонними.
В 40-х гг. XX века граммофоны начали уступать более компактным и удобным в обращении патефонам. Во-первых, в их конструкции отсутствовала огромная труба, во-вторых, они оснащались усовершенствованным заводным механизмом, и, в-третьих, качество воспроизводимого ими звука было значительно лучше. Производством этого необычного аппарата занялась известная французская киностудия Пате, созданная еще в 1896 г. братьями Эмилем (1860—1937) и Шарлем (1863—1957) Пате. Новинка получила свое название от их фамилии и греческого слова «фон» — «звук».
В отличие от граммофона, рупор, издающий звук, имел небольшой размер и был встроен в корпус, что позволило скомпоновать весь аппарат в виде чемодана. Заводной механизм был оснащен центробежным регулятором скорости и имел мощную пружину, одного завода которой хватало на проигрывание одной двухсторонней пластинки.
Первые модели граммофонов и патефонов были полностью механическими. Электрические методы записи и воспроизведения звука были разработаны в 1924 г. сотрудниками американской фирмы «Вестерн электрик компани». По новой технологии звук улавливался микрофонами, преобразовывался в электрические сигналы, усиливался и передавался на режущую головку, которая наносила на диск бороздку высокого качества. Затем происходил обратный процесс—механические колебания иголки преобразовывались в электрические сигналы, которые воспроизводились с помощью усилителя и громкоговорителей (динамиков).
Изобретение электрической звукозаписи вскоре привело к созданию электрических граммофонов. Им дали название «электрофон», полученное путем сокращения термина «электропатефон». В быту такое устройство чаще называли проигрывателем пластинок или просто вертушкой. К 80-м гг. XX века электрофоны достигли своего совершенства, но в дальнейшем были вытеснены компакт-дисками, использующими цифровой принцип записи сигнала.
Электрофон сетевой транзисторный «Каравелла-201/А» с начала 1974 года выпускал Кировский завод «Ладога». Электрофон «Каравелла-201» представляет собой модернизированный вариант электрофона «Каравелла». Он рассчитан на воспроизведение грамзаписи с грампластинок всех форматов, а также имеет встроенный приёмник для приёма трёхпрограммного проводного радиовещания. По электрической схеме в тракте грамзаписи он аналогичен электрофону «Аккорд», но здесь во входной цепи усилителя используется активный полосовой фильтр и III-ЭПУ-28 (позже III-ЭПУ-38М) вместо II-ЭПУ-76 установленного в модели «Аккорд-201». Номинальная выходная мощность электрофона — 2 Вт, диапазон частот при воспроизведении грамзаписи 100—10000 Гц, при приёме радиотрансляции — 100-6000 Гц. Имеется регулировка тембра по НЧ и ВЧ. Размеры электрофона — 547×297×133 мм, вес — 10 кг. Электрофон «Каравелла-201А» не имеет трёхпрограммного приёмника.