Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Большая гостиная музея семьи Аксаковых»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве
#1
Этажерка, Шкатулка, Фотоальбом
#2

Этажерка

#3
#4
В начале ХХ века в русских дворянских домах среди прочей мебели обязательно была этажерка: напольное или навесное изделие, разновидность стеллажа, полки которого открыты со всех сторон и опираются на ажурные вертикальные стойки. Не обошла мода на этажерки и дом семьи Аксаковых. В их гостиной она использовалась для хранения журналов, документов, бытовых принадлежностей и декоративных предметов интерьера.

Важной характеристикой этажерок в те времена была не только функциональность, но и эстетическая ценность. Не случайно в «Большой гостиной» представлена изысканная черная угловая этажерка, произведенная на одной из фабрик великого немецкого и австрийского мастера-мебельщика и краснодеревщика Михаэля Тонета. Среди множества его технологических нововведений было производство мебели методом склейки полос шпона в деревянных формах, по сути представляющих собой фанеру. Таким методом произведена и эта этажерка. Стоит также отметить, что эффектную глянцевую поверхность она имеет за счет обильного покрытия специальным темным лаком.

Название этажерки произошло от французского слова «etagere», в переводе означающего «полка». Считается, что первые этажерки появились еще в эпоху Ренессанса в XIV веке. В основном они встречались в домах зажиточных европейцев, которым нужна была мебель для хранения различных предметов интерьера. С XVIII века во Франции началось массовое производство этажерок. Мебельщики чаще всего изготавливали на заказ небольшие по высоте конструкции, которые хорошо подходили для размещения цветов, книг, атрибутов роскоши. В то же время появились разновидности напольных этажерок, которые в основании имели закрытую тумбу.

В начале XX столетия этажерки стали настолько популярными, что их начали использовать даже в мореходстве. В то время появилось множество новых конструкций этажерок, включая металлические изделия и этажерки из сложной комбинации материалов. Сегодня этажерки используются практически везде: от ванной комнаты и гостиной до офиса и крупного заводского цеха. Также изготавливаются специфические виды этажерок, например, для холодильных установок или промышленных складов.
#5
Автор: Михаэль Тонет
Дата создания: начало XX века
Техника: дерево, столярное производство
Размеры: 118×42 см
Коллекция: Мебель
Правообладатель изображений: Музей семьи Аксаковых- филиал Государственного бюджетного учреждения культуры и искусства Республики Башкортостан Национальный музей Республики Башкортостан
№ Госкаталога 16752950
#6

Шкатулка

#7
#8
В «Большой гостиной» Музея семьи Аксаковых на этажерке треугольной формы в стиле «Тонет» расположилась внешне довольно неприметная вещь — очень тяжелая шкатулка начала ХХ века. Она выполнена из металла под бронзу, имеет прямоугольную форму и украшена узорами, выгравированными по всей поверхности шкатулки. У этой шкатулки имеется замок, однако ключ от нее не сохранился. Так как она запиралась и стояла на этажерке рядом с письменным столом, можно предположить, что когда-то в ней хранились деловые бумаги или ценные письма.

Крышка этой шкатулки крепится на специальных шарнирах. В ней есть едва заметная прорезь: возможно, кто-то впоследствии использовал эту шкатулку в качестве копилки. С внутренней стороны крышки прорезь прикрывает кожа, для того, чтобы сверху отверстие было практически незаметным. Также на крышке видны следы от ручки, однако в настоящий момент она отсутствует. Внутри шкатулки нет тканевой отделки: неизвестно, предполагалось ли ее наличие.

Чаще всего шкатулки используются для хранения небольших, но ценных предметов, включая деньги, важные документы, изделия из редких металлов и драгоценных камней. Шкатулки появились в глубокой древности и происходят, вероятно, от сундуков, служивших для хранения одежды. В 1598 году в русском языке впервые упоминается слово «шкатула», а уже в 1610-м — современное «шкатулка». Согласно «Этимологическому словарю русского языка Макса Фасмера», в русском языке слово «шкатулка» получилось путем слияния польского, итальянского и среднелатинского слов.

Обычно шкатулки закрываются на замок. В XVI–XVII веках для большей безопасности использовались технически изощренные шкатулки с тайниками в толще крышки или под ложным дном. В XIX веке появились шкатулки с секретом, которые можно открыть только через какое-то неочевидное действие или очень сложную серию манипуляций. С самых древних времен некоторые шкатулки становились великолепными образцами декоративно-прикладного искусства: например, в Лувре хранится богато украшенная золотом шкатулка, принадлежавшая в XIII веке французскому королю Людовику IX.
#9
Дата создания: начало XX века
Техника: металл, медный сплав, литье, гравировка
Размеры: 13×16×11 см
Коллекция: Музей семьи Аксаковых- филиал Государственного бюджетного учреждения культуры и искусства Республики Башкортостан Национальный музей Республики Башкортостан
Правообладатель изображений: Музей семьи Аксаковых- филиал Государственного бюджетного учреждения культуры и искусства Республики Башкортостан Национальный музей Республики Башкортостан
№ Госкаталога: 13446009
#10

Фотоальбом

#11
#12
В начале ХХ века в дворянских усадьбах фотоальбомы часто использовались как часть интерьера. Семья Аксаковых не была исключением. В одной из гостиных своих домов она хранила этот фотоальбом. Он имеет твердый переплет, в общей сложности в нем 24 листа, в каждом из них сделаны прорези для фотографий. Величина прорезей отличается, чтобы в фотоальбом можно было поместить снимки разного размера. На обложке этого фотоальбома помещено изображение деревенской сцены. На переднем плане правее центра видна запряженная лошадью повозка с сеном, левее крестьянин на лодке подгребает к берегу. Небо на рисунке на обложке альбома хмурое, обещающее скорый дождь.

Этот фотоальбом имеет небольшой, гостиный, размер: его ширина составляет всего 11,5 см. Такие фотоальбомы во второй половине XIX — начале ХХ веков часто оставляли в комнатах, где принимают гостей, чтобы они могли чем-то занять себя. Поэтому в «Большой гостиной» Музея семьи Аксаковых фотоальбом выставлен на изящной деревянной этажерке в стиле Тонет: посетитель этой гостиной мог взять альбом и полистать его, ожидая кого-то из хозяев дома. Учитывая, сколько среди Аксаковых было выдающихся людей, гости у них бывали постоянно.

По одной из версий, древний дворянский род Аксаковых ведет свое начало от знатного варяга Шимона Африкановича, по-другому Офриковича, который прибыл в Киев в начале Х века. Некоторые источники связывают его с основанием Киево-Печерской лавры, в пользу строительства которой он сделал щедрые пожертвования. Впрочем, на происхождение от этого варяга помимо Аксаковых претендовали многие русские дворянские роды.

Уже в XIX веке родовую фамилию на всю Российскую империю прославил Сергей Тимофеевич Аксаков — знаменитый писатель, чиновник и общественный деятель, литературный и театральный критик, мемуарист, член-корреспондент Императорской Академии наук, а также автор книг о рыбалке и охоте. В его семье родились Константин, Иван, Григорий и Вера Аксаковы, которые известны как писатели, общественные деятели и последовательные приверженцы славянофильства: литературного и религиозно-философского движения, члены которого считали, что у России есть типовые черты, отличающие ее от стран Запада.
#13
Дата создания: начало XIX века
Техника: бумага
Размеры: 11,5×8,5 см
Коллекция: Музей семьи Аксаковых- филиал Государственного бюджетного учреждения культуры и искусства Республики Башкортостан Национальный музей Республики Башкортостан
Правообладатель изображений: Музей семьи Аксаковых- филиал Государственного бюджетного учреждения культуры и искусства Республики Башкортостан Национальный музей Республики Башкортостан
№ Госкаталога: 13446010
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Этажерка, Шкатулка, Фотоальбом

0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%