#1
Этажерка, Шкатулка, Фотоальбом
#2
#3
#4
В начале ХХ века в русских дворянских домах среди прочей мебели обязательно была этажерка: напольное или навесное изделие, разновидность стеллажа, полки которого открыты со всех сторон и опираются на ажурные вертикальные стойки. Не обошла мода на этажерки и дом семьи Аксаковых. В их гостиной она использовалась для хранения журналов, документов, бытовых принадлежностей и декоративных предметов интерьера.
Важной характеристикой этажерок в те времена была не только функциональность, но и эстетическая ценность. Не случайно в «Большой гостиной» представлена изысканная черная угловая этажерка, произведенная на одной из фабрик великого немецкого и австрийского мастера-мебельщика и краснодеревщика Михаэля Тонета. Среди множества его технологических нововведений было производство мебели методом склейки полос шпона в деревянных формах, по сути представляющих собой фанеру. Таким методом произведена и эта этажерка. Стоит также отметить, что эффектную глянцевую поверхность она имеет за счет обильного покрытия специальным темным лаком.
Название этажерки произошло от французского слова «etagere», в переводе означающего «полка». Считается, что первые этажерки появились еще в эпоху Ренессанса в XIV веке. В основном они встречались в домах зажиточных европейцев, которым нужна была мебель для хранения различных предметов интерьера. С XVIII века во Франции началось массовое производство этажерок. Мебельщики чаще всего изготавливали на заказ небольшие по высоте конструкции, которые хорошо подходили для размещения цветов, книг, атрибутов роскоши. В то же время появились разновидности напольных этажерок, которые в основании имели закрытую тумбу.
В начале XX столетия этажерки стали настолько популярными, что их начали использовать даже в мореходстве. В то время появилось множество новых конструкций этажерок, включая металлические изделия и этажерки из сложной комбинации материалов. Сегодня этажерки используются практически везде: от ванной комнаты и гостиной до офиса и крупного заводского цеха. Также изготавливаются специфические виды этажерок, например, для холодильных установок или промышленных складов.
Важной характеристикой этажерок в те времена была не только функциональность, но и эстетическая ценность. Не случайно в «Большой гостиной» представлена изысканная черная угловая этажерка, произведенная на одной из фабрик великого немецкого и австрийского мастера-мебельщика и краснодеревщика Михаэля Тонета. Среди множества его технологических нововведений было производство мебели методом склейки полос шпона в деревянных формах, по сути представляющих собой фанеру. Таким методом произведена и эта этажерка. Стоит также отметить, что эффектную глянцевую поверхность она имеет за счет обильного покрытия специальным темным лаком.
Название этажерки произошло от французского слова «etagere», в переводе означающего «полка». Считается, что первые этажерки появились еще в эпоху Ренессанса в XIV веке. В основном они встречались в домах зажиточных европейцев, которым нужна была мебель для хранения различных предметов интерьера. С XVIII века во Франции началось массовое производство этажерок. Мебельщики чаще всего изготавливали на заказ небольшие по высоте конструкции, которые хорошо подходили для размещения цветов, книг, атрибутов роскоши. В то же время появились разновидности напольных этажерок, которые в основании имели закрытую тумбу.
В начале XX столетия этажерки стали настолько популярными, что их начали использовать даже в мореходстве. В то время появилось множество новых конструкций этажерок, включая металлические изделия и этажерки из сложной комбинации материалов. Сегодня этажерки используются практически везде: от ванной комнаты и гостиной до офиса и крупного заводского цеха. Также изготавливаются специфические виды этажерок, например, для холодильных установок или промышленных складов.
#5
Автор: Михаэль Тонет
Дата создания: начало XX века
Техника: дерево, столярное производство
Размеры: 118×42 см
Коллекция: Мебель
Правообладатель изображений: Музей семьи Аксаковых- филиал Государственного бюджетного учреждения культуры и искусства Республики Башкортостан Национальный музей Республики Башкортостан
№ Госкаталога 16752950
Дата создания: начало XX века
Техника: дерево, столярное производство
Размеры: 118×42 см
Коллекция: Мебель
Правообладатель изображений: Музей семьи Аксаковых- филиал Государственного бюджетного учреждения культуры и искусства Республики Башкортостан Национальный музей Республики Башкортостан
№ Госкаталога 16752950
#6
Шкатулка
#7
#8
В «Большой гостиной» Музея семьи Аксаковых на этажерке треугольной формы в стиле «Тонет» расположилась внешне довольно неприметная вещь — очень тяжелая шкатулка начала ХХ века. Она выполнена из металла под бронзу, имеет прямоугольную форму и украшена узорами, выгравированными по всей поверхности шкатулки. У этой шкатулки имеется замок, однако ключ от нее не сохранился. Так как она запиралась и стояла на этажерке рядом с письменным столом, можно предположить, что когда-то в ней хранились деловые бумаги или ценные письма.
Крышка этой шкатулки крепится на специальных шарнирах. В ней есть едва заметная прорезь: возможно, кто-то впоследствии использовал эту шкатулку в качестве копилки. С внутренней стороны крышки прорезь прикрывает кожа, для того, чтобы сверху отверстие было практически незаметным. Также на крышке видны следы от ручки, однако в настоящий момент она отсутствует. Внутри шкатулки нет тканевой отделки: неизвестно, предполагалось ли ее наличие.
Чаще всего шкатулки используются для хранения небольших, но ценных предметов, включая деньги, важные документы, изделия из редких металлов и драгоценных камней. Шкатулки появились в глубокой древности и происходят, вероятно, от сундуков, служивших для хранения одежды. В 1598 году в русском языке впервые упоминается слово «шкатула», а уже в 1610-м — современное «шкатулка». Согласно «Этимологическому словарю русского языка Макса Фасмера», в русском языке слово «шкатулка» получилось путем слияния польского, итальянского и среднелатинского слов.
Обычно шкатулки закрываются на замок. В XVI–XVII веках для большей безопасности использовались технически изощренные шкатулки с тайниками в толще крышки или под ложным дном. В XIX веке появились шкатулки с секретом, которые можно открыть только через какое-то неочевидное действие или очень сложную серию манипуляций. С самых древних времен некоторые шкатулки становились великолепными образцами декоративно-прикладного искусства: например, в Лувре хранится богато украшенная золотом шкатулка, принадлежавшая в XIII веке французскому королю Людовику IX.
Крышка этой шкатулки крепится на специальных шарнирах. В ней есть едва заметная прорезь: возможно, кто-то впоследствии использовал эту шкатулку в качестве копилки. С внутренней стороны крышки прорезь прикрывает кожа, для того, чтобы сверху отверстие было практически незаметным. Также на крышке видны следы от ручки, однако в настоящий момент она отсутствует. Внутри шкатулки нет тканевой отделки: неизвестно, предполагалось ли ее наличие.
Чаще всего шкатулки используются для хранения небольших, но ценных предметов, включая деньги, важные документы, изделия из редких металлов и драгоценных камней. Шкатулки появились в глубокой древности и происходят, вероятно, от сундуков, служивших для хранения одежды. В 1598 году в русском языке впервые упоминается слово «шкатула», а уже в 1610-м — современное «шкатулка». Согласно «Этимологическому словарю русского языка Макса Фасмера», в русском языке слово «шкатулка» получилось путем слияния польского, итальянского и среднелатинского слов.
Обычно шкатулки закрываются на замок. В XVI–XVII веках для большей безопасности использовались технически изощренные шкатулки с тайниками в толще крышки или под ложным дном. В XIX веке появились шкатулки с секретом, которые можно открыть только через какое-то неочевидное действие или очень сложную серию манипуляций. С самых древних времен некоторые шкатулки становились великолепными образцами декоративно-прикладного искусства: например, в Лувре хранится богато украшенная золотом шкатулка, принадлежавшая в XIII веке французскому королю Людовику IX.
#9
Дата создания: начало XX века
Техника: металл, медный сплав, литье, гравировка
Размеры: 13×16×11 см
Коллекция: Музей семьи Аксаковых- филиал Государственного бюджетного учреждения культуры и искусства Республики Башкортостан Национальный музей Республики Башкортостан
Правообладатель изображений: Музей семьи Аксаковых- филиал Государственного бюджетного учреждения культуры и искусства Республики Башкортостан Национальный музей Республики Башкортостан
№ Госкаталога: 13446009
Техника: металл, медный сплав, литье, гравировка
Размеры: 13×16×11 см
Коллекция: Музей семьи Аксаковых- филиал Государственного бюджетного учреждения культуры и искусства Республики Башкортостан Национальный музей Республики Башкортостан
Правообладатель изображений: Музей семьи Аксаковых- филиал Государственного бюджетного учреждения культуры и искусства Республики Башкортостан Национальный музей Республики Башкортостан
№ Госкаталога: 13446009
#10
Фотоальбом
#11
#12
В начале ХХ века в дворянских усадьбах фотоальбомы часто использовались как часть интерьера. Семья Аксаковых не была исключением. В одной из гостиных своих домов она хранила этот фотоальбом. Он имеет твердый переплет, в общей сложности в нем 24 листа, в каждом из них сделаны прорези для фотографий. Величина прорезей отличается, чтобы в фотоальбом можно было поместить снимки разного размера. На обложке этого фотоальбома помещено изображение деревенской сцены. На переднем плане правее центра видна запряженная лошадью повозка с сеном, левее крестьянин на лодке подгребает к берегу. Небо на рисунке на обложке альбома хмурое, обещающее скорый дождь.
Этот фотоальбом имеет небольшой, гостиный, размер: его ширина составляет всего 11,5 см. Такие фотоальбомы во второй половине XIX — начале ХХ веков часто оставляли в комнатах, где принимают гостей, чтобы они могли чем-то занять себя. Поэтому в «Большой гостиной» Музея семьи Аксаковых фотоальбом выставлен на изящной деревянной этажерке в стиле Тонет: посетитель этой гостиной мог взять альбом и полистать его, ожидая кого-то из хозяев дома. Учитывая, сколько среди Аксаковых было выдающихся людей, гости у них бывали постоянно.
По одной из версий, древний дворянский род Аксаковых ведет свое начало от знатного варяга Шимона Африкановича, по-другому Офриковича, который прибыл в Киев в начале Х века. Некоторые источники связывают его с основанием Киево-Печерской лавры, в пользу строительства которой он сделал щедрые пожертвования. Впрочем, на происхождение от этого варяга помимо Аксаковых претендовали многие русские дворянские роды.
Уже в XIX веке родовую фамилию на всю Российскую империю прославил Сергей Тимофеевич Аксаков — знаменитый писатель, чиновник и общественный деятель, литературный и театральный критик, мемуарист, член-корреспондент Императорской Академии наук, а также автор книг о рыбалке и охоте. В его семье родились Константин, Иван, Григорий и Вера Аксаковы, которые известны как писатели, общественные деятели и последовательные приверженцы славянофильства: литературного и религиозно-философского движения, члены которого считали, что у России есть типовые черты, отличающие ее от стран Запада.
Этот фотоальбом имеет небольшой, гостиный, размер: его ширина составляет всего 11,5 см. Такие фотоальбомы во второй половине XIX — начале ХХ веков часто оставляли в комнатах, где принимают гостей, чтобы они могли чем-то занять себя. Поэтому в «Большой гостиной» Музея семьи Аксаковых фотоальбом выставлен на изящной деревянной этажерке в стиле Тонет: посетитель этой гостиной мог взять альбом и полистать его, ожидая кого-то из хозяев дома. Учитывая, сколько среди Аксаковых было выдающихся людей, гости у них бывали постоянно.
По одной из версий, древний дворянский род Аксаковых ведет свое начало от знатного варяга Шимона Африкановича, по-другому Офриковича, который прибыл в Киев в начале Х века. Некоторые источники связывают его с основанием Киево-Печерской лавры, в пользу строительства которой он сделал щедрые пожертвования. Впрочем, на происхождение от этого варяга помимо Аксаковых претендовали многие русские дворянские роды.
Уже в XIX веке родовую фамилию на всю Российскую империю прославил Сергей Тимофеевич Аксаков — знаменитый писатель, чиновник и общественный деятель, литературный и театральный критик, мемуарист, член-корреспондент Императорской Академии наук, а также автор книг о рыбалке и охоте. В его семье родились Константин, Иван, Григорий и Вера Аксаковы, которые известны как писатели, общественные деятели и последовательные приверженцы славянофильства: литературного и религиозно-философского движения, члены которого считали, что у России есть типовые черты, отличающие ее от стран Запада.
#13
Дата создания: начало XIX века
Техника: бумага
Размеры: 11,5×8,5 см
Коллекция: Музей семьи Аксаковых- филиал Государственного бюджетного учреждения культуры и искусства Республики Башкортостан Национальный музей Республики Башкортостан
Правообладатель изображений: Музей семьи Аксаковых- филиал Государственного бюджетного учреждения культуры и искусства Республики Башкортостан Национальный музей Республики Башкортостан
№ Госкаталога: 13446010
Техника: бумага
Размеры: 11,5×8,5 см
Коллекция: Музей семьи Аксаковых- филиал Государственного бюджетного учреждения культуры и искусства Республики Башкортостан Национальный музей Республики Башкортостан
Правообладатель изображений: Музей семьи Аксаковых- филиал Государственного бюджетного учреждения культуры и искусства Республики Башкортостан Национальный музей Республики Башкортостан
№ Госкаталога: 13446010
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Этажерка, Шкатулка, Фотоальбом
0

Открыть в приложении
Поделиться