Один из ценных источников в изучении биографии и творчества Якова Яковлевича Вебера — рукописная автобиография художника, написанная им в период с 1951 по 1954 год. После окончания Пензенского художественного училища Яков Вебер по рекомендации своего учителя Константина Савицкого продолжил обучение в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. В столицу Яков Яковлевич приехал в 1901 году. Северный город произвел на провинциального художника большее впечатление, чем когда-то Москва. По его собственному признанию, Петербург был «гармоничен в линиях и красках» и был далек от «пестрой неразберихи Москвы».
Все годы обучения летние каникулы Вебер проводил на своей малой родине. Волга была главным источником вдохновения художника. Волжские этюды вызывали неподдельное восхищение как сокурсников, так и преподавателей. В этот период был написан и представленный в экспозиции Энгельсского краеведческого музея этюд «Паром». Об этом свидетельствует красный штамп ИАХ, то есть Императорская Академия художеств, на изображении в левом углу холста. На полотне выразительно передано предгрозовое состояние волжской природы, построенное на контрасте света и тени. Для передачи движения художник использует диагональную композицию. Паром с изображением стаффажных фигур рабочих, спешащих от грозы, показан фрагментарно. Высокий горизонт, темная вода, грозовое небо и солнечная вспышка далекого берега указывают на движение ветра, скорую перемену погоды и создают романтическое настроение. В своих лучших пейзажах начала ХХ века, о которых трудно сказать, что это ученические этюды, Вебер предстает уже зрелым художником, профессионально владеющим мастерством живописи. В ранних работах уже отчетливо выявляется индивидуальная живописная манера художника.
Этюд «Паром» в числе десяти произведений художника был передан в дар
музею его сыном Александром Яковлевичем Вебером в 1966 году. В 1992 году в
Саратовском художественном музее имени Александра Радищева была проведена
реставрация художником-реставратором Владимиром Соляновым.