Представленное в экспозиции Евангелие было напечатано в Москве в 1657 году. На одном из листов есть пометка, гласящая, что книга издавна находится в Саратове и здесь же была оформлена в драгоценный убор. Исследователям удалось расшифровать трудно читаемую скоропись с затейливыми буквами.
Евангелие в окладе
Время создания
XVII век
Место создания
город Москва, Россия
Размер
35x22 см
Техника
серебро, гравировка, позолота
Выставка
1
Открыть в приложении#2
#4
1699 года марта в 26 день построено сие евангелие напрестольное в городе Саратове в Богородицкой монастырь в предел чудотворца Николая снисканием и тщанием строителя Иеромонаха Антония Петровского.
Текст расшифрованной скорописи
#5
Для сохранности, а также из глубокого уважения к Слову Божьему, жизнеописание и учение Христа оформляется окладом — накладным украшением, выполненным в различных техниках. Обычно переплет делают из металла — золота, серебра, латуни или меди. Также в оформлении Евангелия часто встречается ткань — красный или малиновый бархат. Кроме того, украшение может быть с отделкой из эмали, жемчуга, драгоценных камней и так далее.
Оклад Евангелия из собрания музея представляет собой пять фигурных серебряных накладок, уложенных на бархатную лицевую сторону Евангелия. Четыре накладки угловые — с изображением евангелистов, авторов священного писания. Средняя — со Спасом Вседержителем на престоле и предстоящими святыми в полный рост: Богородицей и Иоанном Предтечей.
Имя мастера, изготовлявшего драгоценный оклад, неизвестно — на изделии отсутствуют пробы и прочие отметки. Также нет клейма с гербом города или датой. Хотя доподлинно известно, что в Москве, например, предметы из серебра в XVII веке уже клеймили. Однако в региональных и уездных мастерских подобные обозначения появились только в следующем столетии. Таким образом, отсутствие клейм косвенно подтверждает, что убор Евангелия был создан в Саратове.
При этом уровень исполнения оклада свидетельствует, что, скорее всего, это работа не местного, а приезжего, возможно, столичного серебряника, виртуозно владевшего техниками чеканки высокого рельефа и резьбы.
Лица евангелистов изображены живыми и с индивидуальными особенностями каждого, их позы разнообразны и выразительны. Образы дополнены деталями. Например, в левом верхнем углу, где запечатлен апостол Иоанн со своим учеником Прохором, видны популярные в XVII веке цветы — тюльпаны. А также горки, похожие на елочки, и подсолнух.
Оклад Евангелия из собрания музея представляет собой пять фигурных серебряных накладок, уложенных на бархатную лицевую сторону Евангелия. Четыре накладки угловые — с изображением евангелистов, авторов священного писания. Средняя — со Спасом Вседержителем на престоле и предстоящими святыми в полный рост: Богородицей и Иоанном Предтечей.
Имя мастера, изготовлявшего драгоценный оклад, неизвестно — на изделии отсутствуют пробы и прочие отметки. Также нет клейма с гербом города или датой. Хотя доподлинно известно, что в Москве, например, предметы из серебра в XVII веке уже клеймили. Однако в региональных и уездных мастерских подобные обозначения появились только в следующем столетии. Таким образом, отсутствие клейм косвенно подтверждает, что убор Евангелия был создан в Саратове.
При этом уровень исполнения оклада свидетельствует, что, скорее всего, это работа не местного, а приезжего, возможно, столичного серебряника, виртуозно владевшего техниками чеканки высокого рельефа и резьбы.
Лица евангелистов изображены живыми и с индивидуальными особенностями каждого, их позы разнообразны и выразительны. Образы дополнены деталями. Например, в левом верхнем углу, где запечатлен апостол Иоанн со своим учеником Прохором, видны популярные в XVII веке цветы — тюльпаны. А также горки, похожие на елочки, и подсолнух.
#3
Министерство культуры РФ
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Евангелие в окладе
Время создания
XVII век
Место создания
город Москва, Россия
Размер
35x22 см
Техника
серебро, гравировка, позолота
Выставка
1

Открыть в приложении
Поделиться