Лучшие впечатления вынесены нами из Мурома и особенно Гороховца. Уже
Муром показался нам каким-то русским Нюренбергом, по изумительной сохранности и
цельности как всего архитектурного ансамбля, так и отдельных памятников, но Гороховец
произвел впечатление прямо некоего русского Грааля, чего-то столь необычайного,
что почти не верилось, что это не сон, а явь… Но все это, и дивная муромская архитектура, и сам Феофан поблекли перед Гороховцом. Правда, здесь половину дела сделала природа. После нескольких дождливых дней выдался чудесный, ясный вечер. Когда на дальнем высоком берегу Клязьмы показались огоньки, зажегшиеся от заходящего солнца в стеклах невидимых еще зданий, то уже это одно было изумительно хорошо. Вскоре стали вырисовываться какие-то монастырьки, тонувшие высоко вверху в зелени. Казалось, что это не город, а просто два-три десятка церквей, разбросанных по горе в каком-то игрушечном стиле. Мы все решили, что я на следующий вечер еду один на пароходе на это самое место за 1—1/2 версты, не доезжая Гороховца, и пишу картину.
Солнце село в чистое небо, и, казалось,
все было обеспечено и на следующий день. Пошли бродить по городу, который весь
оказался как бы застывшим с XVII века — ну, просто, как в «Спящей красавице», — до такой степени, что мы
не видели даже новых домов. Все церкви белые, все почти без исключения не
тронуты с XVII века, — не расшиты, как всюду,
окна, сохранили черепичную чешую главы, старые ворота и ограды и столько старых
каменных домов, сколько их нет во всей остальной России. Мы ходили весь вечер и
часть ночи как во сне. Отчасти оно так и было: с утра пошел дождь, хлеставший
весь день, и поэзия несколько потускнела, хотя другого такого «Китежа» я не
знаю.