#3
#9
#2
Два больших круглых фалара — украшения для конской сбруи — были найдены на окраине города Азова, в могильнике Дачи в 1986 году. Предметы такого типа крепились в районе плечевых суставов лошади. Однако на фаларах из захоронения нет следов износа. Это означает, что их использовали при ритуальных действиях. Массивные украшения следует отнести к боспорской ювелирной традиции, которая в ту эпоху основывалась на новых восточных веяниях.
Каждый фалар декорирован рельефным орнаментом и инкрустацией. В его центральной части помещен узорчатый агат, прикрепленный к бронзовому основанию сквозным штифтом. На вершине камня расположен золотой медальон в виде розетки, а ее украшает центральная округлая вставка из альмандина — разновидности граната красного или красно-фиолетового оттенка. Вокруг находятся бусины из бирюзы в округлых гнездах. Промежутки между гнездами заполнены мелкими вставками из розового коралла.
Агат окружает орнаментальная композиция. Она выполнена на золотом листе, который закреплен на бронзовой основе. Она состоит из четырех рельефных фигур — львов, лежащих друг за другом. Бирюзовые вставки подчеркивают мышцы бедер и плеч. Между львами в овальных гнездах расположены три бусины из альмандина и одна стеклянная в золотых оправах. Внешний край фалара обрамляет бордюр из мелких вставок бирюзы, альмандина и стекла разной формы.
Гранаты украшены изображениями в технике инталии — резьбой с углубленным изображением. На крупных овальных вставках художник вырезал женские фигуры, на одной мелкой — трилистник. Все гнезда, за исключением тех, что находятся на фигурах львов, напаяны отдельно.
При реставрации выяснилось, что рисунок на центральных агатовых вставках совпал. Иными словами, для изготовления украшений художник использовал один минерал, который распилил на две части. Каждый фалар выполнен из восьми золотых листов. Каждая фигурка льва — из двух. Места спайки закрыты каменными вставками. На оборотной стороне каждого фалара сохранились три петли для крепления сбруйных ремней.
Каждый фалар декорирован рельефным орнаментом и инкрустацией. В его центральной части помещен узорчатый агат, прикрепленный к бронзовому основанию сквозным штифтом. На вершине камня расположен золотой медальон в виде розетки, а ее украшает центральная округлая вставка из альмандина — разновидности граната красного или красно-фиолетового оттенка. Вокруг находятся бусины из бирюзы в округлых гнездах. Промежутки между гнездами заполнены мелкими вставками из розового коралла.
Агат окружает орнаментальная композиция. Она выполнена на золотом листе, который закреплен на бронзовой основе. Она состоит из четырех рельефных фигур — львов, лежащих друг за другом. Бирюзовые вставки подчеркивают мышцы бедер и плеч. Между львами в овальных гнездах расположены три бусины из альмандина и одна стеклянная в золотых оправах. Внешний край фалара обрамляет бордюр из мелких вставок бирюзы, альмандина и стекла разной формы.
Гранаты украшены изображениями в технике инталии — резьбой с углубленным изображением. На крупных овальных вставках художник вырезал женские фигуры, на одной мелкой — трилистник. Все гнезда, за исключением тех, что находятся на фигурах львов, напаяны отдельно.
При реставрации выяснилось, что рисунок на центральных агатовых вставках совпал. Иными словами, для изготовления украшений художник использовал один минерал, который распилил на две части. Каждый фалар выполнен из восьми золотых листов. Каждая фигурка льва — из двух. Места спайки закрыты каменными вставками. На оборотной стороне каждого фалара сохранились три петли для крепления сбруйных ремней.
#6
Полное наименование: Парный фалар конской сбруи
Дата создания: Последняя четверть I века нашей эры
Техника: золото, бронза, агат, бирюза, стекло, гранат (альмандин), чеканка, инкрустация, пайка, шлифовка
Размеры: Диаметр 13,7 см. Высота общая 4,5 см. Диаметр агата 8 см
Коллекция: Азовский музей-заповедник
Правообладатель изображений: Азовский музей-заповедник
Выставка: Сокровища кочевников Евразии
Дата создания: Последняя четверть I века нашей эры
Техника: золото, бронза, агат, бирюза, стекло, гранат (альмандин), чеканка, инкрустация, пайка, шлифовка
Размеры: Диаметр 13,7 см. Высота общая 4,5 см. Диаметр агата 8 см
Коллекция: Азовский музей-заповедник
Правообладатель изображений: Азовский музей-заповедник
Выставка: Сокровища кочевников Евразии
#4
Нагрудный фалар
#8
#5
Фалар — элемент конской упряжи, с помощью которого закрепляли и распределяли кожаные ремни. Первоначально подобные металлические бляхи появились на шлемах и доспехах воинов, позднее стали деталью сбруи. У знатных сарматов фалары служили и украшением упряжи, которое демонстрировало статус и достаток владельца.
Массивный золотой фалар-нагрудник из коллекции Азовского музея-заповедника археологи обнаружили в 1986 году во время раскопок на юго-восточной окраине города Азова, в могильнике Дачи. Предмет изысканно декорирован. Его вершину украшает медальон с крупным альмандином — камнем из группы гранатов красно-фиолетового цвета. Медальон обрамляет ободок из ложной зерни — так называют литой элемент, который имитирует декор из мелких шариков. Древние ювелиры иногда заменяли им саму зернь, требующую тщательной проработки, большего усердия от мастера и временных затрат на изготовление.
Вокруг медальона расположены два орнаментальных пояска в технике перегородчатой инкрустации: плоские вставки бирюзы и розового коралла закреплены в перегородках, которые напаяны на поверхность. Так же украшен и бордюр по нижнему краю фалара. Предметы в технике перегородчатой инкрустации у сарматов встречались достаточно редко. А деталей конской упряжи с подобным декором — единицы.
Камни древний мастер прикреплял особым образом: проклеивал их клеем из древесной смолы и вставлял в касты — оправы. Сверху декор прокатывали специальным инструментом, и камни вместе с кастами зашлифовывали. Орнаментальные пояски, которые идут от медальона к нижнему краю фалара, изготавливали отдельно: на золотую полоску напаивали гнезда, затем крепили декор к основе. Гнезда центрального медальона и бордюра по нижнему краю фалара паяли непосредственно на изделие.
Ремни на нагруднике крепились с помощью одной наружной петли и двух колец с внутренней стороны. На поверхности фалара видны царапины и следы деформации, на вставках трещины и выщербины. 20 вставок были частично утрачены в древности. В 1991 году фалар отреставрировали, камни закрепили и реконструировали.
Массивный золотой фалар-нагрудник из коллекции Азовского музея-заповедника археологи обнаружили в 1986 году во время раскопок на юго-восточной окраине города Азова, в могильнике Дачи. Предмет изысканно декорирован. Его вершину украшает медальон с крупным альмандином — камнем из группы гранатов красно-фиолетового цвета. Медальон обрамляет ободок из ложной зерни — так называют литой элемент, который имитирует декор из мелких шариков. Древние ювелиры иногда заменяли им саму зернь, требующую тщательной проработки, большего усердия от мастера и временных затрат на изготовление.
Вокруг медальона расположены два орнаментальных пояска в технике перегородчатой инкрустации: плоские вставки бирюзы и розового коралла закреплены в перегородках, которые напаяны на поверхность. Так же украшен и бордюр по нижнему краю фалара. Предметы в технике перегородчатой инкрустации у сарматов встречались достаточно редко. А деталей конской упряжи с подобным декором — единицы.
Камни древний мастер прикреплял особым образом: проклеивал их клеем из древесной смолы и вставлял в касты — оправы. Сверху декор прокатывали специальным инструментом, и камни вместе с кастами зашлифовывали. Орнаментальные пояски, которые идут от медальона к нижнему краю фалара, изготавливали отдельно: на золотую полоску напаивали гнезда, затем крепили декор к основе. Гнезда центрального медальона и бордюра по нижнему краю фалара паяли непосредственно на изделие.
Ремни на нагруднике крепились с помощью одной наружной петли и двух колец с внутренней стороны. На поверхности фалара видны царапины и следы деформации, на вставках трещины и выщербины. 20 вставок были частично утрачены в древности. В 1991 году фалар отреставрировали, камни закрепили и реконструировали.
#7
Полное наименование: Нагрудный фалар от конской упряжи
Дата создания: Последняя четверть I век нашей эры
Техника: золото, альмандин, коралл, бирюза, чеканка, перегородчатая инкрустация, пайка, шлифовка
Размеры: Диаметр 14,5 см. Высота 5,5 см
Коллекция: Азовский музей-заповедник
Правообладатель изображений: Азовский музей-заповедник
Выставка: Сокровища кочевников Евразии
Дата создания: Последняя четверть I век нашей эры
Техника: золото, альмандин, коралл, бирюза, чеканка, перегородчатая инкрустация, пайка, шлифовка
Размеры: Диаметр 14,5 см. Высота 5,5 см
Коллекция: Азовский музей-заповедник
Правообладатель изображений: Азовский музей-заповедник
Выставка: Сокровища кочевников Евразии
#10
Министерство культуры РФ
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Фалар конской сбруи и нагрудный фалар
Коллекция
Выставка
6

Открыть в приложении
Поделиться