Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Золото кочевников»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве
#11
Фалар, Фалар, Фалар, Фалар, Псалий
#12

Фалар

#13
#14
Фалар — это элемент для украшения конской сбруи и распределения ремней упряжи — был найден в тайнике погребения сарматского воина. Фалары парные, их нашли согнутыми и свернутыми в трубки — у сарматов существовал обычай ломать некоторые вещи перед тем, как опустить их в могилу. Кроме них, в погребении нашли железный меч, наконечники стрел, крюк от колчана.

Фалар украшен рельефным изображением всадника на лошади. Древний мастер нанес узор чеканом — специальным инструментом, причем действовал он с оборота. После этого изображение гравировали и прочеканили еще раз снаружи. На лицевой стороне фалары имели слой позолоты, его выявили специалисты при реставрации во Всесоюзном Центральном научно-исследовательском институте консервации и реставрации.

Левая рука всадника занесена вверх и держит копье, правая опущена. Наездник одет в рубашку с вырезом, на плечах выделяются полосы — возможно, наплечья. Подол рубахи окаймляет рубчатой полоской орнамент. Узкие штаны заканчиваются у щиколотки, где можно рассмотреть завязку штанов или штрипку. Шею всадника украшает гривна. Его поза заимствована из греческого искусства, где она выработалась еще в классическое время и широко распространилась и в Причерноморье, и в Иране.

У коня обе передние ноги подняты, седла и удил нет. Грива пострижена «городками» — это характерно для боевых коней.

Вокруг всадника вырезаны шесть солярных знаков — три в виде звездочки с лучами в круге, а три без круга. Ученые предполагают, что так художник по металлу мог обозначить, что это божественный персонаж.

Все изображения окаймляет валик с косой насечкой, имитирующей жгут, а за ним — полоса орнамента в виде зигзага. По краям серебряными заклепками прикреплены бронзовые проволочные петли. Фалары закрепляли ремнями на боку лошади.

Этот экспонат из коллекции Астраханского музея-заповедника был найден во время работ Поволжской археологической экспедиции Института археологии Академии наук СССР. Экспедиция работала в зоне строительства первой очереди Астрахано-Калмыцкой рисовой оросительной системы, в районе сухого русла протоки Волги Кривая Лука в Черноярском районе Астраханской области в 1974 году под руководством Германа Федорова-Давыдова.

В 2005 году фалар вместе с другими находками экспонировался на выставке «Сокровища степи астраханской» в Национальном музее Дворца Венеции в Риме.
#27
Дата создания: I век до н. э. — I век н.э
Техника: чеканка
Размеры: высота — 0,9 см; диаметр — 15,7 см
Коллекция: Драгоценные металлы
Правообладатель изображений: Государственное бюджетное учреждение культуры Астраханской области «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник»
№ Госкаталога: 17112927
#15

Фалар

#16
#17
Фалар — это элемент для украшения конской сбруи и распределения ремней упряжи. Наш экспонат изготовлен в форме выгнутого диска, в центре расположены треугольные углубления, окруженные головами грифонов, по кругу — полосы жемчужного орнамента. Декор создан особым образом: сначала древний мастер вдавливал орнамент изнутри фалара, а затем дорабатывал его чеканом, резцом и пуансоном — инструментом для нанесения точечного узора.

Фалар выполнен в скифо-сарматском зверином стиле: его украшают изображения животных (в нашем случае фантастических грифонов с телом льва и головой орла), а также крупные вставки из драгоценных камней или стекла. Камни располагаются в кастах — специальных гнездах, которые обычно изготавливали отдельно, а затем напаивали на основу.

Скифо-сарматский звериный стиль исследователи сравнивают с неким языком, где образ зверя выступает как средство выражения идеи. У каждого зверя было свое особое сакральное значение и «функция». Например, изображение разъяренной дикой кошки призвано было стать для хозяина сильным амулетом. Грифон же — существо одновременно и хищное, и крылатое, — по преданиям, связывает все три зоны мироздания (верхний, средний, и нижний миры). С его образом ассоциировалась идея воинственности и непобедимости, победы военного государства над окружающими племенами.

Изображение грифона на протяжении веков менялось. Классический тип — крылатый лев с головой кошки или орла — стал известен приблизительно к началу I тысячелетия до нашей эры в памятниках Древнего Ирана и Греции. В ту же эпоху изображения грифона появились и у кочевников евразийских степей. Зачастую это были украшения, которые создали для скифов и сарматов античные мастера. Скифо-сарматский вариант грифона, по мнению некоторых исследователей, представляет собой голову хищной птицы со звериным ухом.

Фалар был найден в ходе археологических работ на «царском кургане» в 1984 году под руководством Г.А. Федорова-Давыдова, В. В. Дворниченко и В. В. Плахова у села Косика, Енотаевского района Астраханской области.

В 2005 году фалар вместе с другими ценными находками экспонировался на выставке «Сокровища степи астраханской» в Национальном музее Дворца Венеции в Риме.
#28
Дата создания: I век н. э.
Техника: тиснение, чеканка
Размеры: высота — 1,6 см; диаметр — 13,7 см.
Коллекция: Драгоценные металлы
Правообладатель изображений: Государственное бюджетное учреждение культуры Астраханской области «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник»
№ Госкаталога: 1711291
#18

Фалар

#19
#20
Фалар — это элемент для украшения конской сбруи и распределения ремней упряжи. Этот экспонат из нашей коллекции создан в I веке до нашей эры — I веке нашей эры. Скорее всего, его изготовили в античных центрах Востока.

Фалар круглой формы изготовлен на бронзовой основе с золотой обкладкой. К основе крепились петли из кованой бронзовой пластины. Фалар украшает рельефный зооморфный орнамент, на котором изображена сцена терзания. В ней участвуют две пантеры, грифон (фантастическое животное с телом льва и головой орла) и фантастический зверь с крыльями и рогами — он изображен в центре композиции. Ученые до сих пор не пришли к общему выводу, что это за животное. Валентин Шилов, экспедиция которого нашла фалар, считал, что это фантастический козел. Другие ученые склонялись к мысли, что это может быть львиный грифон или крылатый волк. Так называемый носатый волк — один из известных персонажей в зооморфном репертуаре звериного стиля скифской эпохи. Нередко встречались и его изображения с рогами и крыльями. Скорее всего, под влиянием китайского искусства Центральной Азии в сарматском зверином стиле появился образ волка-дракона, в котором волчья соединилась с телом китайской гидры.

Одна из особенностей фалара в том, что он украшен небольшим количеством вставок: цветными камнями древний мастер подчеркнул лишь глаза и уши зверей, иногда нос (у центральной фигуры) или переносица (у пантеры). Обычно в скифо-сарматском стиле такими вставками декорировали предметы весьма обильно, сочетая более крупные и мелкие камни. Например, крупными подчеркивали сильные мышцы животных, а мелкими — зубы, когти, уши, птичьи перья.

Фалар нашли в 1964 году на кургане у станции Жутово во время археологических работ Астраханской экспедиции Ленинградского отделения института археологии Академии наук СССР, которой руководил Валентин Шилов.

В 2005 году предмет вместе с другими ценными находками экспонировался на выставке «Сокровища степи астраханской» в Национальном музее Дворца Венеции в Риме. В 2008 году — на выставке «Золото сарматов» в Государственном историческом музее в Москве.
#29
Дата создания: I век до н. э. — I век н. э.
Техника: тиснение, ковка (басма — ?)
Размеры: 2,5×11,5×11,5 см
Коллекция: Драгоценные металлы
Правообладатель изображений: Государственное бюджетное учреждение культуры Астраханской области «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник»
№ Госкаталога: 17112907
#21

Фалар

#22
#23
Фалар — это круглая бляха для украшения конской сбруи и распределения ремней упряжи. Она закрывала пересечения ремней. Экспонат из нашей коллекции, скорее всего, его изготовили в античных центрах Востока.

Сам фалар бронзовый, а его край декорирован золотой обкладкой, которая присоединена к основе с помощью темной смолистой массы. Также к основе припаяна петля. Наиболее мелкие детали орнамента мастер нанес резцом.

В центре фалара изображена пантера, которая свернулась калачиком. Ее бедро, лопатка, уши, глаза и лапа украшены вставками из голубого, зеленого, коричневого прозрачного стекла и стеклянной пасты серого цвета. Шерсть на гриве и ребра обозначены линиями, а хвост заканчивается кисточкой в виде «ёлочки».

В сарматском зверином стиле был распространён тотемизм — животных наделяли особыми качествами и сопоставляли с людьми. Зверь-хищник олицетворял воина, соответственно, считался покровителем военного дела. По древним преданиям, амулет или даже просто изображение тотемного животного поддерживало особые качества в человеке. Например, наделяло его силой, ловкостью, мудростью.

Помимо динамических сцен терзаний, в скифо-сарматской культуре представлены и статичные изображения хищных животных. В зависимости от зверя, они олицетворяли собой разные явления: мир, покой, жертвенность и даже смерть. На нашем фаларе фигурка свернувшегося животного, которую изобразил древний автор, может символизировать вечное движение мироздания, цикличность бытия. Вокруг животного по краю фалара располагается ряд стилизованных «жемчужин». Они выполнены пуансоном — специальным инструментом, который позволял наносить точечный орнамент.

Фалар нашли в 1964 году на кургане у станции Жутово во время археологических работ Астраханской экспедиции Ленинградского отделения института археологии Академии наук СССР, которой руководил Валентин Шилов.

В 2005 году предмет вместе с другими ценными находками экспонировался на выставке «Сокровища степи астраханской» в Национальном музее Дворца Венеции в Риме. В 2008 году — на выставке «Золото сарматов» в Государственном историческом музее в Москве.
#30
Дата создания: I век до н. э. — I век н. э.
Техника: тиснение, ковка (басма — ?)
Размеры: высота — 1,5 см; диаметр — 3,6 см
Коллекция: Драгоценные металлы
Правообладатель изображений: Государственное бюджетное учреждение культуры Астраханской области «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник»
№ Госкаталога: 17112926
#24

Псалий

#25
#26
Псалий — элемент древнего уздечного набора, амуниции верхового коня. Такой набор включал в себя удила и пару псалиев, которые соединялись друг с другом определенным образом. Каждый псалий состоял из пары вертикальных стержней. Его прикрепляли перпендикулярно к концу удил и так закрепляли их во рту животного. Когда всадник натягивал повод, удила давили на десны коня: так наездник получал возможность им управлять.

Древний псалий из нашей коллекции выкован из прутка, концы которого расплющены в круглые диски. Посередине псалия приварены две петли — между ними и надевалось внешнее кольцо удил. Диски украшены золотыми фаларами. Так называют бляшки из разных металлов — как правило, золотые, серебряные или бронзовые, — их крестообразные крепления соединяли ремни сбруи. Фалары часто украшали вставками из драгоценных камней, геометрическим или растительным орнаментом, а также зооморфными рисунками — изображениями животных.

Фалары нашего экспоната украшены изображениями свернувшейся пантеры. Бедро, лопатку, уши, глаза и лапы животного древний мастер декорировал вставками из голубого, зеленого и коричневого прозрачного стекла, а также серой стеклянной пастой. Шерсть на гриве и ребра начерчены по металлу, а хвост заканчивается кисточкой в виде «ёлочки».

Сложно сказать, где впервые появились фалары — подобные находки встречались в Древней Греции, Египте, на территории Причерноморья и Скифии. Позднее их вид сильно изменился: археологи полагают, что фаларами украшали и парадное снаряжение хазарских коней.

Псалий из нашей коллекции археологи нашли во время Астраханской экспедиции Ленинградского отделения института материальной культуры Академии наук СССР. Экспедицию возглавлял Валентин Петрович Шилов. Раскопки поводились в 1964 году на кургане у станции Жутово Октябрьского района, Волгоградской области.

В 2005 году псалий экспонировался на выставке «Сокровища степи астраханской» в Национальном музее Дворца Венеции в Риме. А в 2008 году — на выставке «Золото сарматов» в Государственном историческом музее (город Москва).
#31
Дата создания: I век до н. э. — I век н. э.
Техника: тиснение, ковка, литье
Размеры: длина — 13,3 см; диаметр — 3,6 см
Коллекция: Драгоценные металлы
Правообладатель изображений: Государственное бюджетное учреждение культуры Астраханской области «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник»
№ Госкаталога: 1711290
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Конская упряжь

1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%