В остяцком (хантыйском) квартале Надымского городка в помещении для содержания животных среди массового скопления деревянных фигурок типа тосъ-чер-вой была найдена и эта фигурка, изображающая бобра. Набор фигурок по какой-то причине был припрятан, видимо для владельца он представлял некоторую ценность. Все изделия имели уплощённую форму и ещё одну общую особенность: широкое сквозное отверстие в центре.
Название этих фигурок говорит об их предназначении. «Тосъ-чер-вой» (точнее — тосъ-щарты-вой) в переводе с хантыйского языка означает «точного предсказания звери» или «звери для точного шаманского гадания и предсказания». Фигурки тосъ-чер-вой представляют собой стилизованные изображения зверей и птиц, причём водоплавающие звери (бобры и выдры) традиционно изображались в плане (вид сверху), а остальные животные − в профиль.
Среди населения древнего Надыма была популярна ритуальная деятельность, включавшая в числе прочих ритуалы гадания и предсказания. Появлению и развитию такой ритуальной практики способствовала промысловая система хозяйства. От удачи или неудачи в промысле напрямую зависело выживание общины и всех её членов по отдельности. Вероятно, изделия тосъ-чер-вой использовались в определённом ритуале при участии шамана и помогали предугадать исход предстоящей охоты. Кроме того, тосъ-чер-вой являлись некой материализованной формой договора между человеком и духами об их покровительстве и ниспослании охотнику удачи.
Ресурсы животного мира давали населению Надымского городка не только пищу, одежду и кров, но и посредством меновой торговли снабжали множеством необходимых в хозяйстве товаров. Наиболее товарный характер охота на пушного зверя приобрела в позднем средневековье. Добыча бобра в этот период времени (наряду с добычей песца, соболя, лисицы, горностая) являлась у жителей городка важной составляющей пушного промысла. Бобровый мех красив, прочен и водостоек, особенно высоко ценилась шкурка чёрного бобра. Наибольшее количество костных остатков бобра из раскопок Надымского городка было зафиксировано в слое XVI века. Видимо, именно в то время местный бобровый промысел достиг своего возможного максимума активности.
Предметы тось-чер-вой присутствовали на протяжении всего периода существования городка. Те из них, которые относились к более раннему периоду (до XVII века) были значительно крупнее, их средний размер составлял 22 см. Фигурки, относящиеся к XVII–XVIII векам, более компактны − в среднем около 10 см. Возможно, таким образом в изображениях тось-чер-вой отразилась тенденция резкого сокращения численности животных в результате их интенсивного, неконтролируемого истребления (перепромысла). К примеру, бобра и соболя в Западной Сибири выбили к концу XVII века.
Тосъ-чер-вой появились на Крайнем Севере Западной Сибири не ранее ХІІІ века, а период их повсеместного бытования приходится на ХV − середину ХVІІІ века. Со временем предметы ритуально-религиозного назначения из гадального набора тосъ-чер-вой стали элементами соответствующей игры с таким же названием. К середине XІX века данные фигурки исчезают практически полностью. Сведения о тосъ-чер-вой сохранились лишь в удалённых уголках обитания сибирских лесных ненцев — пяков.