Флейта альтовая раскладная в футляре приобретена музеем в 1995 году у местного жителя, который купил её в 1954 году у неизвестного музыканта в Нижнем Новгороде. Средняя часть утрачена. Тип данной флейты — поперечная.
Музыканты отмечают в альтовой флейте «быстрый расход дыхания». Воздух расходуется интенсивнее, диапазон ниже, чем у обычной флейты. Тембр густой и насыщенный. Такая разновидность флейт выступает чаще не сама по себе, а как часть оркестра.
Произведения с «партиями» для нее создавали уже многие композиторы XIX столетия. На протяжении полувека отечественное альтовое искусство возглавлял В.В. Борисовский (1900–1972). Обучавшийся игре на скрипке у М.И. Пресса и Р. Поллака и закончивший Московскую консерваторию по классу альта В.Р. Бакалейникова, В. Борисовский в 1922 году (совместно с К.Н. Игумновым) сыграл свой первый сольный концерт. С 1923 по 1966 год он — неизменный альтист квартета им. Бетховена, получившего мировую известность лучшего русского квартета середины XX века. В.В. Борисовский создал в Московской консерватории полноценный класс специального альта, который он вел с 1925 года до конца своих дней, возглавлял кафедру альта и арфы.
Использование альтовой флейты предписал Римский-Корсаков в опере-балете «Млада» (1890).
В дальнейшем партия альтовой флейты появлялась в сочинениях А. К. Глазунова (Восьмая симфония), М. Равеля («Дафнис и Хлоя»), И.Ф. Стравинского («Весна священная»), Г. Холста («Планеты»), Д.Д. Шостаковича (Седьмая симфония) и других композиторов. Альтовая флейта введена в ансамбль сочинения Пьера Булеза «Молоток без мастера».