Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «От «северных писем» к сибирской иконе»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Флор и Лавр

Время создания
вторая половина XVII века
Место создания
Россия, Сибирь
Размер
91x75x4,5 см
Техника
дерево, левкас, темпера
1
Открыть в приложении
#1

Икона «Флор и Лавр» своими стилистическими и иконографическими корнями восходит к иконописным памятникам Русского Севера. Иконографический сюжет «Чудо о Флоре и Лавре», сложившийся под воздействием старинных языческих поверий, имел широкое распространение на севере европейской Руси. Во многих районах Севера лошадь считалась священным животным. 

«Лошадиным праздником» был признан и день память о Флоре и Лавре. В этот день на лошадях не работали, их обряжали в расшитые попоны и сбрую, украшенную лентами, блестящими бляхами и бубенцами, а гривы заплетали в косы. Животных сгоняли для купания к водоему или приводили к церкви для специального молебствия. 

В иконе «Флор и Лавр», где в верхней части композиции в центре обычно изображается архангел Михаил, отдающий лошадей под надзор Флору и Лавру, а в нижней части — конюхи Спевсипп, Елевсипп и Мелевсипп, гонящие табун на водопой, воплотилась некая изустная традиция. По преданию, они жили во II веке в Каппадокии и были конюхами языческой богини Немезиды; затем стали христианскими мучениками. Лошади широко использовались в Сибири на различных работах, поэтому культ Флора и Лавра быстро привился на сибирской почве.

Икона «Флор и Лавр», поступившая в собрание музея в 1934 году, написана опытным художников, прекрасно передавшим церемониальную торжественность благословения архангелом Михалилом флора и Лавра и поэтичность сцены водопоя, изображенной в нижней части композиции. Чувствуется, что автор произведения прошел хорошую школу в крупном художественном центре Севера. Органично вошли в ткань иконы и его сибирские впечатления. 

Лики святых приобрели некоторый азиатский оттенок, шапочки у конюхов стали похожи на маньчжурские головные уборы, кони с крепкими туловищами и короткими ногами напоминают выносливых монгольских лошадок. Художник должен был долго наблюдать за животными, прежде чем доподлинно передать изящество и характер каждой лошади. Восхищение могучей красотой сибирских рек помогло иконописцу мастерски перенести на доску иконы хрустальную чистоту и свежесть водного потока.
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть

Флор и Лавр

Время создания
вторая половина XVII века
Место создания
Россия, Сибирь
Размер
91x75x4,5 см
Техника
дерево, левкас, темпера
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%