Икона «Флор и Лавр» своими стилистическими и иконографическими корнями восходит к иконописным памятникам Русского Севера. Иконографический сюжет «Чудо о Флоре и Лавре», сложившийся под воздействием старинных языческих поверий, имел широкое распространение на севере европейской Руси. Во многих районах Севера лошадь считалась священным животным.
«Лошадиным праздником» был признан и день память о Флоре и Лавре. В этот день на лошадях не работали, их обряжали в расшитые попоны и сбрую, украшенную лентами, блестящими бляхами и бубенцами, а гривы заплетали в косы. Животных сгоняли для купания к водоему или приводили к церкви для специального молебствия.
В иконе «Флор и Лавр», где в верхней части композиции в центре обычно изображается архангел Михаил, отдающий лошадей под надзор Флору и Лавру, а в нижней части — конюхи Спевсипп, Елевсипп и Мелевсипп, гонящие табун на водопой, воплотилась некая изустная традиция. По преданию, они жили во II веке в Каппадокии и были конюхами языческой богини Немезиды; затем стали христианскими мучениками. Лошади широко использовались в Сибири на различных работах, поэтому культ Флора и Лавра быстро привился на сибирской почве.
Икона «Флор и Лавр», поступившая в собрание музея в 1934 году, написана опытным художников, прекрасно передавшим церемониальную торжественность благословения архангелом Михалилом флора и Лавра и поэтичность сцены водопоя, изображенной в нижней части композиции. Чувствуется, что автор произведения прошел хорошую школу в крупном художественном центре Севера. Органично вошли в ткань иконы и его сибирские впечатления.
Лики святых приобрели некоторый азиатский оттенок, шапочки у конюхов стали похожи на маньчжурские головные уборы, кони с крепкими туловищами и короткими ногами напоминают выносливых монгольских лошадок. Художник должен был долго наблюдать за животными, прежде чем доподлинно передать изящество и характер каждой лошади. Восхищение могучей красотой сибирских рек помогло иконописцу мастерски перенести на доску иконы хрустальную чистоту и свежесть водного потока.