Фонарь матового стекла, украшенный росписями в помпеянском стиле, предположительно, был создан в 1830-х годах и был частью декоративного убранства Этрусской гостиной Фонтанного дворца графов Шереметьевых (помпеянский, или помпейский стиль, подражавший росписям интерьеров домов знатных жителей древнеримского города Помпеи, был довольно популярен в тридцатых годах XIX века в архитектуре и художественном убранстве русских дворцовых интерьеров).
1 / 2
Фонарь в помпеянском стиле
Время создания
ХIХ век
Место создания
Россия
Размер
высота 45
Техника
стекло (матовое), бронза; роспись эмалевыми красками, позолота
Коллекция
1
Открыть в приложении#2
#16

Этрусская гостиная Фонтанного дома Шереметьевых. Санкт-Петербург
#15
Позже некоторые предметы обстановки гостиной, в том числе и фонарь, были перевезены в Останкинский дворец — московскую резиденцию Шереметьевых.
#3
Состояние сохранности
#9

Общий вид до реставрации
#4
В мастерскую реставрации керамики Центра имени Грабаря фонарь поступил разбитым более чем на сто осколков, сильно загрязненным, со значительными утратами и осыпями красочного слоя и фрагментов стекла.
#5
Реставрация
#6
Реставраторы провели сложную и во многом инновационную работу, длившуюся почти два года. При столь значительном количестве фрагментов и утрат существовала опасность, что форму фонаря восстановить не удастся.
Перед очисткой реставраторы укрепили шелушащийся красочный слой
#20

Фрагмент в процессе укрепления красочного слоя
#17
Задача реставраторов усложнялась и тем, что при декорировании фонаря был избран способ холодной росписи. Анализ красок, выполненный под руководством Ирины Бурцевой в лаборатории физико-химических исследований Центра имени Грабаря, подтвердил предположение реставраторов и позволил подобрать безопасный для очистки такой техники росписи состав.
#19
Фрагменты фонаря после укрепления красочного слоя и после очистки
#18
После того как фрагменты удалось очистить, еще одной сложной задачей, возникшей перед реставраторами, стала разработка методики консервации шелушащейся поверхности живописи на стекле.
#11

Апробация восполнения утрат красочного слоя
#10
Далее было проведено укрепление красочного слоя и общая консервация предмета. В местах, где роспись была утрачена, рисунок был восполнен по контурам в цвет оригинала специальными красками (с учетом принципа «обратимости» реставрации).
#8

Фрагменты до реставрации (слева), после очистки и укрепления (в центре), и после частичной склейки и восполнения утрат (справа)
#7
Лишь потом реставраторы приступили к подбору фрагментов и их поочередной склейке.
#22
Подбор и склейка самых мелких фрагментов
Подбор и склейка фрагментов, склеенных в небольшие блоки с крупными фрагментами
#21
Недостающие части были восполнены отливкой в форму.
#24
Силиконовые формы и отливка из эпоксидной смолы
Покрытие восполненного фрагмента для придания ему прозрачно
Вид фонаря после склейки и восполнения утрат стекла
#23
Места швов и сколов были сначала замастикованы, затем тонированы.
#13

Заведующая мастерской реставрации керамики и стекла Екатерина Шаркова наносит финальные тонировки
#12
В конце работы было смонтировано бронзовое крепление фонаря.
#14
Вид после реставрации
#25
Московский музей-усадьба Останкино
читать дальшескрыть
Фонарь в помпеянском стиле
Время создания
ХIХ век
Место создания
Россия
Размер
высота 45
Техника
стекло (матовое), бронза; роспись эмалевыми красками, позолота
Коллекция
1

Открыть в приложении
Поделиться