Степан Аникиевич Дегтярев — певец, музыкант, капельмейстер и дирижер оркестра Шереметевского театра. Родился в 1766 году в слободе Борисовка. 7-летний Степан был взят в Москву и был певцом в Шереметевском хоре. Становясь взрослым, он не утратил голос и стал солистом Шереметевского театра.
Учителями С. А. Дегтярева были служившие у графа итальянские музыканты Рутини и Сарти. Под их руководством С. А. Дегтярев становится превосходным певцом, музыкантом, а впоследствии капельмейстером и дирижером оркестра. Будучи солистом театра, он исполнял заглавные партии в ряде опер.
Вскоре его назначили «учителем концертов», фактически же он исполнял обязанности капельмейстера, музыкального руководителя театра. Как музыкальный редактор, он обрабатывал иностранные пьесы, приспосабливая их к условиям Шереметевского театра.
Достоинства Шереметевского хора, руководимого Дегтяревым, высоко оценивались. В хоре пело около 40 человек (в 1795 году в нем было 13 басов, 8 теноров, 11 дисконтов, 9 альтов).
Шереметевский хор был соперником Придворной капеллы под руководством Д. Бортнянского.
Владея иностранными языками, С. А. Дегтярев перевел на русский язык «Правила гармонические и мелодические для обучения всей музыке» В. Манфедини. Они в течение нескольких десятилетий служили единственным пособием в русской музыкальной школе.
С. А. Дегтярев сочинял и оригинальные произведения для фортепьяно, оркестра и хора. Крупнейшим его произведением является оратория «Минин и Пожарский» или «Освобождение Москвы».
Впервые оратория исполняется в Москве 9 марта 1811 года.
Последние годы жизни С. А. Дегтярева особенно трагичны и трагизм был в подневольном положении, в отсутствии личной свободы, невозможности свободного творчества.
Утверждения о том, что С. Дегтярев получил «вольную», т. е. освобождения от крепостной зависимости неверны.
Умер Степан Аникиевич Дегтярёв в 1813 году.
В РГИА было найдено дело, опровергающее эти утверждения.
Жизнь крепостного музыканта, его творчество — это яркая страница в истории русской культуры конца XYIII века — начала XIX веков.
Учителями С. А. Дегтярева были служившие у графа итальянские музыканты Рутини и Сарти. Под их руководством С. А. Дегтярев становится превосходным певцом, музыкантом, а впоследствии капельмейстером и дирижером оркестра. Будучи солистом театра, он исполнял заглавные партии в ряде опер.
Вскоре его назначили «учителем концертов», фактически же он исполнял обязанности капельмейстера, музыкального руководителя театра. Как музыкальный редактор, он обрабатывал иностранные пьесы, приспосабливая их к условиям Шереметевского театра.
Достоинства Шереметевского хора, руководимого Дегтяревым, высоко оценивались. В хоре пело около 40 человек (в 1795 году в нем было 13 басов, 8 теноров, 11 дисконтов, 9 альтов).
Шереметевский хор был соперником Придворной капеллы под руководством Д. Бортнянского.
Владея иностранными языками, С. А. Дегтярев перевел на русский язык «Правила гармонические и мелодические для обучения всей музыке» В. Манфедини. Они в течение нескольких десятилетий служили единственным пособием в русской музыкальной школе.
С. А. Дегтярев сочинял и оригинальные произведения для фортепьяно, оркестра и хора. Крупнейшим его произведением является оратория «Минин и Пожарский» или «Освобождение Москвы».
Впервые оратория исполняется в Москве 9 марта 1811 года.
Последние годы жизни С. А. Дегтярева особенно трагичны и трагизм был в подневольном положении, в отсутствии личной свободы, невозможности свободного творчества.
Утверждения о том, что С. Дегтярев получил «вольную», т. е. освобождения от крепостной зависимости неверны.
Умер Степан Аникиевич Дегтярёв в 1813 году.
В РГИА было найдено дело, опровергающее эти утверждения.
Жизнь крепостного музыканта, его творчество — это яркая страница в истории русской культуры конца XYIII века — начала XIX веков.