Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «У истоков башкирской нефти»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве
#1
Фуганок
#2
В 1930 годы при возведении объектов нефтяной промышленности в Ишимбайском районе в основном использовалась древесина. Поэтому в руках местных столяров, плотников и строителей постоянно мелькал фуганок — такой, как в коллекции Ишимбайского историко-художественного музея.

Фуганок — это ручной столярный инструмент, который предназначен для чистового строгания, а также для выравнивания больших поверхностей и для прифуговки (пригонки) отдельных деталей. Он идет в ход после того, как древесина обработана шерхебелем и рубанком. По устройству инструмент очень похож на длинный рубанок, оснащенный двойным ножом.

Фуганок предназначен для обработки заготовок большой длины, с высокой чистотой обработки поверхности, например при выравнивании граней досок, сплачиваемых на клею. Небольшие по размерам поверхности обычно обрабатывают полуфуганком, который короче и уже фуганка. В передней части корпуса фуганка установлена пробка, предназначенная для ослабления крепления ножа путем удара по ней деревянным молотком — киянкой. Также корпус фуганка снабжается ручкой, которая размещается позади ножа.

При строгании фуганком первоначально неровной поверхности получается стружка в виде небольших кусков, а при повторных проходах — непрерывная, что свидетельствует о том, что обрабатываемая поверхность становится более ровной. Фуганок значительно длиннее остальных стругов — шерхебеля и рубанка, — а лезвие в нем расположено под углом 45 градусов. Некоторые фуганки оснащаются также стружкоснимателем — деталью, которая заламывает стружки и отводит их от обрабатываемой поверхности.

Фуганок имеет очень давнюю историю. Самый старый найденный инструмент аналогичного устройства, рубанок, археологи датируют IV–III веками до н. э., а хотя бы отдельные элементы строгания древесины, судя по другим археологическим находкам, точно вошли в обиход еще раньше. За прошедшее время устройство рубанка осталось неизменным, однако было изобретено великое множество его видов: струг, горбач, калевка-отборник, фуганок, шлихтубель, шерхебель, зензубель, фальцгебель, грунтубель и многие, многие другие.
#3
Дата создания: XX век
Автор неизвестен
Техника: дерево, металл, сборка
Размеры: 16,5×6,5×50 см
Коллекция: Прочее
Правообладатель изображений: Ишимбайский историко-краеведческий музей
#5
#4

Блок саманный

#6
Первые геологи, которые вели поиски нефти в окрестностях современного Ишимбая еще с 1929 года, расселились в основном по крестьянским избам. С началом разведочного бурения кроме палаток недалеко от вышек появились первые жилые землянки, бараки-общежития и саманные дома. Такое жилье строилось стихийно, примитивным способом, поскольку было неизвестно, начнется ли здесь нефтедобыча.

Когда в мае 1932 года из скважины вблизи деревни Ишимбаево ударил первый нефтяной фонтан и дальнейшие перспективы добычи нефти стали ясными, в этим места прибыли тысячи рабочих. Летом этого же года для них были построены первые 20 домов. Тем не менее жилья все равно катастрофически не хватало, ведь население Ишимбаево со 147 человек в 1931 году выросло сразу до 7 тысяч в 1936-м. В 1937 году в Ишимбае на 1 жильца в среднем приходилось лишь 2,5 кв. м жилой площади. К началу 1940 года в городе Ишимбаево проживало уже более 23 тысяч человек. В это время в городе имелось 40 тысяч кв. м жилья, но всего лишь 4 деревянных дома были двухэтажными.

В некоторых частях города Ишимбая до сих пор сохранились постройки из саманного кирпича. Многие жители ишимбайских земель в 1930 годы даже считали, что нет более практичного материала, чем саман. Саманом называется кирпич из глины и соломы с добавлением воды, а вот точных пропорций и полного набора компонентов не существует — состав искусственного камня может заметно различаться в зависимости от того, какие характеристики от него требуются.

Основным ингредиентом любого самана является глина, предпочтение отдают видам со средней жирностью. Вязкость подготовительной массы может быть разной, поэтому при необходимости добавляют определенное количество воды, дабы замешивать состав было проще. Традиционно использовался еще и наполнитель, который скреплял подсохшую глину, повышал ее прочность и немного улучшал теплопроводность. Исторически в качестве такого компонента использовались волокнистые растения и даже навоз, однако сегодня в таком качестве чаще применяют мелко покрошенную солому или мякину — отброс, который получается при молотьбе хозяйственных растений. Безусловно, такие ингредиенты использовались раньше, а сегодня состав самана может содержать разнообразные добавки, значительно улучшающие некоторые его свойства.
#7
Дата создания: 30-е годы XX века
Автор неизвестен
Техника: глина, солома
Размеры: 10×15 см
Коллекция: Прочее
Правообладатель изображений: Ишимбайский историко-краеведческий музей
#8
#9

Рубанок для строгания

#11
В 1930 годы при строительстве нефтепромысловых объектов в поселке Ишимбаево рабочие не могли обойтись без рубанков — и по сей день широко распространенных инструментов для обработки поверхностей дерева. В коллекции Ишимбайского историко-художественного музея находится простой деревянный рубанок с одиночным ножом: подобными инструментами и пользовались ишимбайские строители и столяры.

Рубанок используют для выравнивания древесной поверхности после пиления или обработки шерхебелем — инструментом, предназначенным для первичной тески досок. У рубанка режущая кромка ножа прямая, слегка закругленная по углам, чтобы после строгания на поверхности древесины не оставались следы. Тем не менее, если у рубанка отсутствует специальная деталь, стружколом или горбатик, обрабатываемая поверхность иногда может получаться нечистой, с задирами и сколами. Нож выступает из основания рубанка примерно 1 мм.

Рубанок до сих пор остается одним из самых популярных инструментов деревообработчика, как мастера, так и любителя. Он отличается завидным разнообразием моделей. Некоторые из них в наше время уже не используются, но то, как выглядел и что мог рубанок, которым пользовались мастера в прошлом, заслуживает большого внимания. В конце XIX века мастера столярного искусства выделяли четыре вида рубанков по своему происхождению: английские, немецкие, французские и американские. В России наибольшее распространение получил немецкий тип рубанка. Само слово «рубанок», как и названия всех инструментов этого рода (фуганок, зензубель, фальцгебель и многие другие), немецкого происхождения.

Немецкий и французский рубанки не сильно отличались от образцов, распространенных в России. Английский рубанок имел более широкий и короткий корпус и скругленные бока для уменьшения веса и удобства охвата рукой. Нижняя щель корпуса была выдвинута вперед и скошена, что значительно облегчало работу. Корпусы американских рубанков часто отливались из чугуна, при этом их лицевая часть была тщательно отшлифована. Главное достоинство металлических рубанков заключалось в весьма практичном и удобном способе крепления ножа при помощи винтов и пружин без дополнительных элементов, клиньев, которые требовалось забивать молотком.

Тем не менее и американские рубанки имели свои недостатки: чугунные инструменты были тяжелы на ходу, а трение чугуна по дереву больше, чем дерева по дереву. Чтобы избавиться от этого недостатка, производители уменьшали поверхность трения и вес. Для этого чугунные корпусы заменяли деревянными, оставляя только небольшие металлические вставки с прибором для крепления ножа.
#10
Дата создания: XX век
Автор неизвестен
Техника: заводское производство
Размеры: 5,3×6 см
Коллекция: Прочее
Правообладатель изображений: Ишимбайский историко-краеведческий музей
#12
#13

Скобель

#15
В 1930 годы во время активного строительства в нефтяном поселке Ишимбаево строители часто использовали скобели. Скобель — это старинное орудие плотников в виде прямого или изогнутого ножа с рукоятями на концах, предназначенное для сдирания коры с бревен и их первичного обстругивания. Существуют два основных вида скобелей, закругленный (кривой) и прямой, а в коллекции Ишимбайского музея представлена их промежуточная версия: полукруглый скобель.

Скобель часто использовался для зачистки бревен при валке леса: с его помощью с деревьев снимали кору на границе луба, не повреждая при этом саму древесину, и одновременно выравнивали поверхность бревна, сострагивая неровности и небольшие сучки. После обработки скобелем древесина становится светлой, на ней не остается следов коры. Поэтому, например, стены дома из сруба, обработанные «под скобель», не требуют дополнительной обшивки или отделки и демонстрируют естественную красоту древесины.

При окорке — снятии коры — скобель ведут от толстой части ствола дерева, комля, к вершине, чтобы не оставить на древесине неровности или задиры. Если производить окорку с помощью топора, то высока вероятность, что плотник оставит сколы и засечки. Они не только портят внешний вид древесины, но и повышают вероятность его заражения и следовательно, ухудшения его свойств. Наоборот, бревна с цельной, плотной и гладкой поверхностью сохраняются необыкновенно долго.

Скобелем также убирали с тесаной поверхности оставшиеся после обработки топорами волнистые неровности и доводили поверхность дерева до идеально гладкой. С его помощью выскабливали стены, кровельный тес, дверные и оконные косяки, полотна дверей и ставен. Такие элементы строительных конструкций выскабливали только в небольших объемах для интерьеров жилых помещений или церквей, так как работать скобелем очень тяжело, значительно труднее, чем рубанком.

Прямые поверхности обрабатывали прямым скобелем, скругленные углы в интерьере — круглым. Косяки дверных и оконных проемов, дверные полотна, доски и другие подобные конструкции выскабливали вдоль волокон древесины, а стены — под углом около 60 градусов к оси бревна. В связи с тем, что бревна стен имели наклон волокон, их скоблили в две стороны: полбревна — в одну сторону, полбревна — в другую. После скобеля обработку поверхности заканчивали.
#14
Дата создания: XX век
Автор неизвестен
Техника: кустарное производство
Размеры: 18×17 см
Коллекция: Прочее
Правообладатель изображений: Ишимбайский историко-краеведческий музей
#16
#17

Калевка-рубанок

#19
Калевка — это принцип обработки древесины, благодаря которому создаются фигурные срезы и разнообразные декоративные элементы. Например, именно таким способом создаются декоративные, часто четырехугольные, углубления на дверях — так называемые филёнки, которые смотрятся значительно интереснее, чем простой скос.

Специальные инструменты, которые позволяют обрабатывать древесину этим методом, носят такое же название: калевка. В фабричных условиях все операции по обработке материалов принципом калевки зачастую выполняют огромные станки с ручным или компьютеризированным управлением, однако для калевки в домашних условиях применяется совершенно другой инструмент: он имеет вид рубанка и является его разновидностью.

Калевка-рубанок имеет ряд характерных отличий от обыкновенного рубанка. Во-первых, он отличается по форме. Его основание, подошва, имеет фигурную форму: на рубанке из собрания Ишимбайского историко-краеведческого музея на подошве хорошо заметно углубление в виде полосы. Фигурная форма нужна для того, чтобы обработанная инструментом деталь приняла такой же вид. Во-вторых, калевка-рубанок оснащен подвижными острыми лезвиями, которые располагаются по подошве под таким углом, чтобы можно было аккуратно снимать слои материала в соответствии с заданной матрицей. С помощью калевка-рубанка на плоской доске можно создать самые разнообразные элементы декора: это могут быть и обычные борозды, и разноразмерные выступы и углубления, и закругления и выемки. При работе на калевка-рубанке очень важно соблюдать равномерное приложение усилий и четкую линию направления.

Калевка в основном применяется при работе с древесиной, так как этот метод обработки предполагает последовательное снятие слоев материала для создания фигурного элемента. При оформлении дверных конструкций с помощью калевки создаются самые разнообразные декоративные элементы: филёнки, крепления, наличники. Калевка позволяет создавать плавные закругления, волны по линии среза дерева, фигурные углубления — способы применения этого вида обработки дерева зависят только от фантазии мастера. С ее помощью можно создать уникальное изделие, которое станет неотъемлемой составной частью любого интерьера.
#18
Дата создания: XX век
Автор неизвестен
Техника: заводское производство
Размеры: 7,5×26,5 см
Коллекция: Прочее
Правообладатель изображений: Ишимбайский историко-краеведческий музей
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%