Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Тобольский губернский музей»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве
#1
Голова медведя, цитра, лютня
#2

Голова медведя

#3
#4
На выставке представлена голова убитого священного медведя, по которому ханты и манси совершали так называемые медвежьи праздники. Это часть культа медведя — праздник проводится в честь хозяина тайги или после удачной охоты на него. В прошлом, когда убивать медведей было нельзя, медвежьи праздники устраивали каждую зиму в течение семи лет подряд, а затем делали перерыв на семь лет. Праздник начинался в декабре, в период зимнего солнцестояния, и заканчивался в марте, в период весеннего равноденствия.

Медведя на празднике представляла его шкура, которая обычно хранилась в священном амбаре. Первая часть праздника включала песни и сказания о медведе, танцы предков семейных или родовых групп. Исполнялись специальные «медвежьи» песни. Затем следовали «призывные песни», «птичьи танцы», во время которых вызывались как общие божества, так и предки генеалогических групп, а также танцы с саблями или мечами. Эта часть праздника была священной.

Исполнителями танцев, песен и комических сценок — интермедий были переодетые мужчины, в том числе и в женских ролях. В последнюю ночь медвежьего праздника они разыгрывали священные представления, изображали главных духов — Большого духа, Калтащ эква, Отыр, Мир суснэ хум, исполняли посвященные им танцы. Танцы и песни исполняли под аккомпанемент пятиструнного музыкального инструмента санквылтап. Кульминацией медвежьего праздника считалось представление с куклами. Это могли быть деревянные фигурки, управляемые руками музыканта, играющего на санквылтапе. Кукольный спектакль нес большую сакральную нагрузку и заканчивался гибелью куклы, которая воспринималась как искупительная жертва за смерть медведя. У ханты и манси в прошлом веке существовал сокращенный вариант данного праздника, проводившийся от случая к случаю. Длился он пять ночей, если на охоте был убит медведь, и четыре ночи, если это была медведица.

Праздник проводили в доме охотника перед шкурой медведя с головой, уложенной в традиционной «жертвенной» позе. Голову медведицы покрывали платком, на глаза клали кружки из бересты или монеты, лапы украшали кольцами и ленточками. Перед медведем ставили угощение, вино, фигурки из теста, изображавшие оленей. Затем исполняли «медвежьи песни», танцы, сценки, сатирически изображавшие хвастунов, трусов, воров, лентяев и нерях. Важное место занимали обряды отречения: когда охотники, обращаясь к медведю, говорили, что они не виноваты в его смерти. Празднующие закрывали свои лица берестяными масками. Мясо медведя ели в последнюю ночь руками или специальными палочками (металлические предметы не использовали). Отводя от себя вину за поедание мяса, охотники каркали по-вороньи, очищались водой и огнем.
#5
Дата создания: конец XIX века
Техника: Таксидермическая скульптура
Размеры: 62×56 см
Коллекция: Этнография народов Севера и сибирских татар
Правообладатель изображений: ГАУК ТО «ТМПО» структурное подразделение «Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник
#7

Лютня

#6
#8
В 1915 году в фонды губернского музея из Тоболдинских юрт Тобольской губернии поступила смычковая лютня северных манси. Ее национальное мансийское название — нэрнэ-ив. Такая лютня совсем не похожа на средневековую, которая имела четыре или пять пар струн и собиралась из отдельных ребер твердого дерева.

Северная западносибирская лютня — это струнный музыкальный инструмент ладьевидной формы. Тобольский музей экспонат сделан вручную — мастер выдолбил корпус из цельного куска дерева. Лютня состоит из полого корпуса, прямого уплощенного грифа и деки, вырезанной по форме корпуса. Носовую часть мастер сделал удлиненной и завершил ее треугольным выступом. У инструмента предусмотрена всего лишь одна, редко две струны, которые делали из конского волоса или из сухожилий лося. Струна натягивалась с помощью колка в виде небольшого стержня.

Смычок представлял собой чуть изогнутую палочку в форме лука с приделанным к краям пучком скрученных конских волос. Один конец смычка расширялся, образуя ручку. Для того чтобы смычок не потерялся, мастер в днище лютни проделал специальное сквозное отверстие для его хранения.

Обычно название инструмента — нэрнэ-ив — переводят как «женское дерево». Это связано с высоким звучанием, напоминающим женский голос. Музыкант, играя на инструменте, действительно извлекал звуки, напоминающие плач и передающие все оттенки человеческого голоса. При игре инструмент ставили на одно колено, иногда его привязывали к ноге нитью, продетой сквозь специальное отверстие в корпусе. Играющий одной рукой прижимал струну, другой водил смычком. Еще одна техника игры предполагала, что музыкант будет раскачивать лютню навстречу смычку. Канифоль — сосновая смола для натирки смычка — всегда находилась рядом, на задней стороне корпуса лютни.

Обычно лютню использовали для камерного исполнения или играли на ней на праздничных церемониях. Одно-, двухструнные смычковые коробчатые лютни северные манси называли нэрнэ-ив, южные манси — нернэ-хар. Двухструнную смычковую лютню северные ханты называли — нингйив, что тоже означало «женское дерево», как и мансийское нэрнэ-ив.
#9
Дата создания: конец XIX века
Техника: дерево, резьба, выпиливание, выдалбливание, склеивание дерева, сверление
Место создания: Россия, юрты Тоболдинские
Размеры: 57,5×14 см
Коллекция: Этнография народов Севера и сибирских татар
Правообладатель изображений: ГАУК ТО «ТМПО» структурное подразделение «Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник»
№ Госкаталога: 4109786
#11

Цитра — щипковый музыкальный инструмент

#10
#13
Национальное искусство ханты и манси, их обряды и праздники неразрывно связаны с музыкой. Наиболее ранние из дошедших до нас описаний музицирования у хантов и манси фрагментарны — они содержатся в русских летописях XI–XIV веков. При этом представители этих народов не утратили навыков игры на своих музыкальных инструментах. Один из них — пятиструнная щипковая цитра с резонаторным ящиком — хранится в Тобольском губернском музее.

Музейная цитра сделана вручную. Мастер выдолбил корпус из цельного куска дерева, придал ему классическую ладьевидную форму и выкрасил в темный цвет. Деку вырезал из тонкой пластины, она полностью повторяет форму кузова цитры. Ближе к острому концу корпуса в деке он проделал удлиненное резонирующее сквозное отверстие. У инструмента пять струн из сухожилий животных, которые крепятся одним концом на перекладине в кормовой части корпуса и настраиваются с помощью колков в виде небольших палочек.

Раньше цитра была исключительно мужским инструментом — на ней аккомпанировали, когда пели героические песни о подвигах легендарных богатырей. Но в последнее время на ней все чаще стали играть и женщины. На цитре часто играли на медвежьем празднике — при сольном пении или во время танцев. Каждый представитель хантов имел как минимум две собственные личные именные песни: детскую, подаренную ребёнку вскоре после рождения, и взрослую, сочиненную им самим к совершеннолетию. У некоторых есть также личный именной инструментальный наигрыш — часто их подбирали на пятиструнных цитрах. Эти музыкальные обереги сопровождали владельца всю жизнь.

Иногда цитру использовали шаманы во время камланий вместо бубна. При этом инструмент шаманы никогда не продавали, считая, что, продав инструмент, они продадут свою душу. Перед тем, как перенести цитру в другое место, ее покрывали платком и выносили из дома «головой» вперёд — в знак особого уважения и почтения.

При игре цитру клали горизонтально на колени, повернув ее набок. Руки музыканта слегка упирались в край инструмента. Играли на инструменте двумя руками: одной защипывали струны, другой приглушали. Иногда в ведении мелодии участвовали обе руки музыканта.
#12
Дата создания: вторая половина XIX — начало XX века
Техника: дерево, резьба, выпиливание, выдалбливание
Место создания: Тюменская область, Россия
Размеры: 95×24 см
Коллекция: Этнография народов Севера и сибирских татар
Правообладатель изображений: ГАУК ТО «ТМПО» структурное подразделение «Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник»
№ Госкаталога: 4109753
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Голова медведя, цитра, лютня

0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%