Тувинцы всегда бережно обращались с головным убором как с предметом, связанным с разумом и мыслями человека, более того — его благополучием и жизнью. Так, головной убор нельзя было класть на низкое место. Небрежное обращение с ним, по представлениям тувинцев, могло плохо отразиться на его хозяине. Мальчиков уже с детских лет приучали аккуратно обращаться с собственной шапкой, а с шапкой отца или старших мужчин в семье — особо почтительно.
В юрте хозяина шапка всегда находилась в почетной части, называемой дөр. В других местах, прежде чем снять головной убор, тувинский мужчина присматривал для него достаточно высокое и чистое, в крайнем случае безопасное место. Если таковое, на его взгляд, отсутствовало, и шапку непременно надо было снять (снималась она в бытовых случаях, а в торжественных, наоборот, мужчина обязательно должен был быть в шапке), то он клал ее себе на колени.
Больше всего существовало правил для головного убора тувинского нойона. Головной убор тувинского нойона, правителя кожууна — военно-феодального удела, представляет собой шапку с островерхой тульей и отворотом из черного бархата. На верхушке убора закреплен отличительный чиновничий знак чиңзе в виде малинового шарика из дерева в металлической подставке, именуемой одага.
Согласно «Уложению китайской палаты внешних сношений», князьям, состоявшим в первых шести степенях, предоставлялось «…право носить на шляпах и шапках шарик рубиновый…». Носить высший княжеский знак — шапку с рубиновым шариком на макушке — имел право (как наследственный князь Тувы) Амбын-нойон, который имел пятую степень в княжеской иерархии, называемый гун (тувинцы произносили хүн, например хун-ноян).
Поскольку по шарику из драгоценного камня определялся ранг человека, то заполучить тот или иной драгоценный камень на шапке стремились те, кто не был лишен честолюбия. Права носить шапку с рубиновым шариком добился также нойон Хайдып Угер-даа, заплатив за это деньгами. На внутренней части шапки вышиты три орнамента «узел счастья» (өлчей удазыны), означающие символ счастья и благополучия. На то, что этот головной убор символический, указывает не только его форма, но и манера водружать его только на макушку.