На втором этаже хозяйственной части дома Мелькина, где сегодня располагается Шелтозерский вепсский этнографический музей, представлена грабилка для сбора ягод. Предмет передал в дар музею уроженец села Рыбрека, вепс Олег Валентинович Лонин.
«Грабилка» дословно переводится с вепсского языка как «медвежья лапа». Вепсы славились не только своим менталитетом — необычным сплетением православия и язычества, — но и невероятно тесной связью с природой. Традиционно вепсы верили в духов леса и воды, считали их живыми существами, к которым надо обращаться как к человеку. Поэтому существовали особые правила для ведения хозяйства. Так, лес рубили только зимой, когда деревья спят. Перед тем как срубить дерево, дровосек должен был спросить разрешения: «Хочу построить дом, прошу разрешения тебя использовать». Вырубленные деревья не применялись в работе 40 дней, так как вепсы верили, что у деревьев, как и у людей, есть душа, которая все это время находится рядом.
В краю лесов, болот, рек и озер ягоды и грибы — главное лакомство. Лесом и озером кормились. Сбор ягод медвежьим способом, то есть когда загребаешь сразу жменю, помогал ускорить процесс. Аккуратное обращение с грабилками позволяло бережно относиться к ягодным угодьям. Чтобы не навредить растению, «когти» продевали через веточки кустика возле земли и слегка трясли, так что ягоды осыпались, а листья при этом не повреждались. Кроме всего прочего, было важно не обидеть дух леса (mecižand), иначе можно было лишиться лесных даров, а то и встретить свою смерть. Поэтому вепсы старались вести себя в лесу скромно: лишнего не брали, веток не ломали.
Доступность и полезные свойства карельских ягод обеспечили этому лесному
лакомству место в карельском рационе. Ягоды употребляли в лечебных целях,
изготавливали из них кисели, начинку для выпечки или просто подавали как
угощение к чаю. Например, собранную морошку хранили в моченом виде и ели с
молоком, а из черники незамужние девушки готовили juuppo — ягодное угощение с
добавлением ржаной муки.