Государство Золотая Орда, или Улус Джучи, существовало с начала XIII до середины XV веков. Несмотря на воинствующую политику, Орда оставила богатое культурное наследие, например, самобытные изделия гончарного ремесла. В этой сфере выделялись города в Нижнем Поволжье.
Благодаря развитию торговли там появилось особенное орнаментальное искусство, которое сочетало в себе элементы как мусульманских, так и немусульманских культур, а также творчество кочевников. Здесь изготавливали сосуды из кашинной основы. Кашином называли смесь кварцевого песка, белой глины, извести и других примесей — они позволяли обжигать изделия при высокой температуре, 1000–1200 градусов по Цельсию. Внешне кашин напоминал китайский фарфор. Из-за высокой температуры обжига на поверхности образовывалась прозрачная щелочная глазурь, а белая основа под глазурью позволяла наносить разнообразные цветные узоры. Технологию изготовления кашинной керамики золотоордынцы позаимствовали у мастеров Средней Азии, Ирана и Сирии в XIII–XIV веках. В орнаментах кашинной керамики художники сочетали символы народов, которые входили в Золотую Орду (лотос, виноградная лоза, трилистник) с геометрическими узорами — шестиконечными звездами, полосами, квадратами, кругами и сеткой. Иногда орнамент дополняли арабской вязью.
Крупные города Золотой Орды отличались своим богатством и благополучием. Сюда съезжались желающие разбогатеть ремесленники из разных стран, в том числе из тех, где уже сформировались традиции керамического производства.
В городах Поволжья изготавливали кувшины, чаши, тарелки и гюльабданы. Гюльабдан — вид парадной средневековой посуды, в которой знать после еды омывала руки. В переводе с персидского языка это слово буквально означает «сосуд для розовой воды»: гюль — «роза», аб — «вода», дан — «сосуд».
Эти изделия всегда были однотипными: очертаниями напоминали перевернутый конус с округлой нижней частью и кольцевым поддоном. Верхний край, «плечики», лепили слегка отогнутым — здесь размещали основной орнамент. К плечикам крепили шесть конусовидных налепов. В одном из таких конусов проходил специальный желоб для слива воды.
Благодаря развитию торговли там появилось особенное орнаментальное искусство, которое сочетало в себе элементы как мусульманских, так и немусульманских культур, а также творчество кочевников. Здесь изготавливали сосуды из кашинной основы. Кашином называли смесь кварцевого песка, белой глины, извести и других примесей — они позволяли обжигать изделия при высокой температуре, 1000–1200 градусов по Цельсию. Внешне кашин напоминал китайский фарфор. Из-за высокой температуры обжига на поверхности образовывалась прозрачная щелочная глазурь, а белая основа под глазурью позволяла наносить разнообразные цветные узоры. Технологию изготовления кашинной керамики золотоордынцы позаимствовали у мастеров Средней Азии, Ирана и Сирии в XIII–XIV веках. В орнаментах кашинной керамики художники сочетали символы народов, которые входили в Золотую Орду (лотос, виноградная лоза, трилистник) с геометрическими узорами — шестиконечными звездами, полосами, квадратами, кругами и сеткой. Иногда орнамент дополняли арабской вязью.
Крупные города Золотой Орды отличались своим богатством и благополучием. Сюда съезжались желающие разбогатеть ремесленники из разных стран, в том числе из тех, где уже сформировались традиции керамического производства.
В городах Поволжья изготавливали кувшины, чаши, тарелки и гюльабданы. Гюльабдан — вид парадной средневековой посуды, в которой знать после еды омывала руки. В переводе с персидского языка это слово буквально означает «сосуд для розовой воды»: гюль — «роза», аб — «вода», дан — «сосуд».
Эти изделия всегда были однотипными: очертаниями напоминали перевернутый конус с округлой нижней частью и кольцевым поддоном. Верхний край, «плечики», лепили слегка отогнутым — здесь размещали основной орнамент. К плечикам крепили шесть конусовидных налепов. В одном из таких конусов проходил специальный желоб для слива воды.