Художник Николай Ерегин написал картину «Холмы, ели» на необычном материале — бересте. Естественные неровности на березовой коре он превратил в детали изображения: длинный изогнутый нарост стал склоном холма и придал работе объем.
Роспись по бересте известна на Руси примерно с XV столетия. Чаще всего такими рисунками украшали разную домашнюю утварь: плетеные туески, шкатулки, короба. Основная цветовая гамма состояла из красного, желтого, зеленого, голубого оттенков, а главными элементами узора становились растительные мотивы. Иногда роспись сочетали с фигурной сквозной резьбой или тиснением. Картины на бересте стали писать гораздо позже, уже в ХХ веке.
Чтобы подготовить березовую кору к работе, с нее снимают самый верхний, белый слой. Остаются тонкие желтоватые пласты, с которых убирают грубые наросты. Затем листы коры складывают стопкой под пресс и оставляют сушиться на две-три недели. Если береста сильно пересыхает и становится ломкой, ее смачивают водой и сушат заново. Такие заготовки берегут от влаги, чтобы они не покрылись плесенью, и от прямого солнечного света — иначе они быстро выгорают.
Перед росписью бересту грунтуют смесью мела и столярного клея. Наносят ее небольшим шпателем, особенно тщательно разглаживают там, где на коре остались трещины или неровности. Грунт сушат шесть-восемь часов и зачищают мелкой шкуркой, после чего наносят рисунок. Лучшими материалами для такой живописи считаются темперные краски на основе сухих минеральных пигментов, тушь или гуашь. Готовую работу покрывают масляным лаком, чтобы закрепить изображение.
Автор картины «Холмы, ели» Николай Ерегин живет в поселке Уемском Приморского района Архангельской области — там же, где расположен Музей народных промыслов и ремесел Приморья. Художник овладел множеством народных промыслов, кроме кузнечного дела. Но главный материал в его творчестве — береста. Из нее Ерегин плетет разные изделия, на ней же пишет картины — в основном пейзажи родной Архангельской области. Сейчас его работы хранятся в частных коллекциях в 27 странах мира.
Роспись по бересте известна на Руси примерно с XV столетия. Чаще всего такими рисунками украшали разную домашнюю утварь: плетеные туески, шкатулки, короба. Основная цветовая гамма состояла из красного, желтого, зеленого, голубого оттенков, а главными элементами узора становились растительные мотивы. Иногда роспись сочетали с фигурной сквозной резьбой или тиснением. Картины на бересте стали писать гораздо позже, уже в ХХ веке.
Чтобы подготовить березовую кору к работе, с нее снимают самый верхний, белый слой. Остаются тонкие желтоватые пласты, с которых убирают грубые наросты. Затем листы коры складывают стопкой под пресс и оставляют сушиться на две-три недели. Если береста сильно пересыхает и становится ломкой, ее смачивают водой и сушат заново. Такие заготовки берегут от влаги, чтобы они не покрылись плесенью, и от прямого солнечного света — иначе они быстро выгорают.
Перед росписью бересту грунтуют смесью мела и столярного клея. Наносят ее небольшим шпателем, особенно тщательно разглаживают там, где на коре остались трещины или неровности. Грунт сушат шесть-восемь часов и зачищают мелкой шкуркой, после чего наносят рисунок. Лучшими материалами для такой живописи считаются темперные краски на основе сухих минеральных пигментов, тушь или гуашь. Готовую работу покрывают масляным лаком, чтобы закрепить изображение.
Автор картины «Холмы, ели» Николай Ерегин живет в поселке Уемском Приморского района Архангельской области — там же, где расположен Музей народных промыслов и ремесел Приморья. Художник овладел множеством народных промыслов, кроме кузнечного дела. Но главный материал в его творчестве — береста. Из нее Ерегин плетет разные изделия, на ней же пишет картины — в основном пейзажи родной Архангельской области. Сейчас его работы хранятся в частных коллекциях в 27 странах мира.