Хумом называли большой глиняный сосуд, в котором хранили продукты. Для обозначения предметов поменьше использовали слово «хумча». Название «хум» происходит от старого иранского слова — оно обозначало не только готовый сосуд для хранения, но и любую глиняную посуду, приготовленную для обжига. Сейчас хум распространен на Ближнем и Среднем Востоке.
Хумы изготовляли на гончарном круге медленного вращения. Обычно делали три части отдельно, а затем скрепляли их вместе. В таком виде они досушивались вне печи, а затем шли на обжиг. В днищах некоторых хумов еще до обжига делали отверстия круглой палочкой, поэтому исследователи утверждают, что жидкие продукты в хумах не держали. Скорее всего, их использовали для хранения зерна. Отверстие в днище улучшало циркуляцию воздуха, не давая зерну отсыреть и заплесневеть.
Булгарские гончары, прежде чем отправить хум в обжиг, наносили на стенки орнамент или простые узоры.
В Волжской Булгарии хумы производили без отверстия в дне. Такие сосуды использовали в хозяйстве следующим образом: помещали в них продукты, закрывали крышкой, опускали в заранее приготовленную яму и закапывали в землю по самую горловину. Чтобы не повредить хум, его опускали по продетой через ручки веревке. Вполне вероятно, что такой способ хранения запасов стал источником происхождения слова «погреб». В хумах булгары хранили сливочное масло. В конце августа или начале сентября его предварительно взбивали, а чтобы оно не портилось, заливали сверху медом. Уже наши далекие предки имели представление не только о целебных, но и о консервирующих свойствах этого натурального продукта.
На Руси в X–XII веках аналогичным хуму был сосуд под названием корчага (синонимом является слово «таган»). Это изделие с круглым или острым дном, сделанное из глины. В его описании также упомянуты узкое горло и две вертикальные ручки. Как правило, в крестьянских домах было несколько корчаг разного объема. Например, распространенными были емкости на полведра и два ведра. В таких сосудах хранили и перевозили жидкости и зерно.
Хумы изготовляли на гончарном круге медленного вращения. Обычно делали три части отдельно, а затем скрепляли их вместе. В таком виде они досушивались вне печи, а затем шли на обжиг. В днищах некоторых хумов еще до обжига делали отверстия круглой палочкой, поэтому исследователи утверждают, что жидкие продукты в хумах не держали. Скорее всего, их использовали для хранения зерна. Отверстие в днище улучшало циркуляцию воздуха, не давая зерну отсыреть и заплесневеть.
Булгарские гончары, прежде чем отправить хум в обжиг, наносили на стенки орнамент или простые узоры.
В Волжской Булгарии хумы производили без отверстия в дне. Такие сосуды использовали в хозяйстве следующим образом: помещали в них продукты, закрывали крышкой, опускали в заранее приготовленную яму и закапывали в землю по самую горловину. Чтобы не повредить хум, его опускали по продетой через ручки веревке. Вполне вероятно, что такой способ хранения запасов стал источником происхождения слова «погреб». В хумах булгары хранили сливочное масло. В конце августа или начале сентября его предварительно взбивали, а чтобы оно не портилось, заливали сверху медом. Уже наши далекие предки имели представление не только о целебных, но и о консервирующих свойствах этого натурального продукта.
На Руси в X–XII веках аналогичным хуму был сосуд под названием корчага (синонимом является слово «таган»). Это изделие с круглым или острым дном, сделанное из глины. В его описании также упомянуты узкое горло и две вертикальные ручки. Как правило, в крестьянских домах было несколько корчаг разного объема. Например, распространенными были емкости на полведра и два ведра. В таких сосудах хранили и перевозили жидкости и зерно.