Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Национальный музей Республики Башкортостан»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве
#3

Хушпу–чувашский головной убор замужних женщин

#6
#4
Хушпу — чувашский головной убор замужних женщин с твердым конусообразным или цилиндрическим остовом. Верхний край остова хушпу покрывался кораллами, бисером, ниже чешуеобразно рядами нашивались серебряные монеты разных достоинств или медные жетончики и оловянные бляшки. Сзади головной убор имел длинный хвост, который также украшался бисером, монетами, тесьмой, медными жетончиками. 

В старину хушпу был обязательным для каждой замужней женщины головным убором, без которого она не могла показаться на улицу. Об этом сообщают Петр Симон Паллас и все писавшие о чувашах авторы XVIII и XIX вв., называя его то «фушпу», то «кашпал», то «хошпа», то «хушпу». Они дают весьма разноречивые сведения об этом уборе, то описывая его шлемом, то «колпаком» бестулейным, то в виде усеченного конуса. 

Хушпу замужней женщины были разной формы, но почти все они имели открытый верх, а также наспинную часть — прямую полосу холста, спускающуюся до уровня пояса. Хушпу, имеющий шлемовидную форму с небольшим отверстием в верхней части получил распространение у прибельских чувашей. Остов, изготовлялся из плотного материала, покрывался рядами бисера и монет. Смысловым и декоративным центром головного убора являлась полоса орнамента с геометрическими мотивами, проходящая по окружности головы — по верхней кромке хушпу. Орнаментация нарядных головных уборов велась по единым правилам. Монеты с пробитыми отверстиями пришивали суровыми нитками, сохраняя подвижность. Нанизанный на нитку бисер крепили плотными горизонтальными рядами, создавая цветовое поле, как бы фон для главного орнаментального фриза, идущего по окружности головы. 
 
На старинных образцах бисерное шитье было основным приемом декора, а монеты играли второстепенную роль, но уже в XIX веке бисерный декор имел небольшое значение и размещался лишь по краям, уступая место блестящим рядам серебра. Особое внимание уделялось круговому «обрамлению» лица. К наушникам и ремешкам одна над другой навешивались серебряные монеты, при этом внизу располагались крупные полтинники и рубли. Такая продуманная композиция создавала и определенное гармоничное звучание всех монет. Благодаря разнообразию материалов и приемов изготовления головной убор кажется живым и динамичным. Нежный перезвон серебра и переливчатые движения света по бисерным рядам придают особую, неповторимую выразительность этому шедевру народной культуры.
#5
Полное наименование: Хушпу–чувашский головной убор замужних женщин
Дата создания: конец ХIX века
Техника: шитье кораллами, монетами, бисером
Размеры: 19,5 см (высота шапочки), 51,5×9 см (лопасть)
Коллекция: «Текстиль» Национального музея Республики Башкортостан
Правообладатель изображений: Национальный музей Республики Башкортостан
#7

Сурпан–чувашский женский длинный полотенцеобразный головной убор

#8
#9
Сурпан — чувашский женский длинный полотенцеобразный убор из тонкого холста или ткани с украшенными тканым, вышитым орнаментом концами, обшитыми тесьмой и кружевом. Сурпаны носили замужние женщины, которые полностью закрывали голову, шею, а украшенные концовки спускали на спину. Считалось, если женщина выйдет «простоволосой» в сени, злой дух может схватить ее за косы и утащить наверх. «Засветить волосом», то есть выставить его наружу или пойти с открытой головой, — большой позор и грех. Считалось, что открытые волосы женщины приносят несчастье и вред. По обычаю, сурпан нужно было повязывать ранним утром, даже на выгон скота, иначе женщины считались неодетыми. 

Сурпан низовых чувашей представлял собой полосу домотканого тонкого льняного холста, в разных районах различной длины и различно украшенную. Убор длиной мог доходить до 3 метров, шириной достигать 35 сантиметров. Во многих деревнях холст для сурпана был выткан с продольной красной каймой. На обоих концах пришивали полосы красной домотканины, где в браный или выборный узор добавлялась ещё вышивка или полоса яркой покупной материи, по которой также шла вышивка, сделанная очень часто тамбурным (в виде «цепочки») швом. Браная техника (от слова «брать», «выбирать») заключается в применении второго утка (система нитей, идущих поперек ткани), чаще всего цветного; узор проходил по всей ширине полотна и получался выпуклым, а с изнанки имел негативное отражение. Выборная техника — вид сложного переплетения, в котором узорный уток прокладывался не от кромки до кромки холста, а отдельными участками, часто различными по цвету. Элементы узора в тканях выборной техники располагались более свободно, оставляя большое пространство полотняного фона, чего никогда не было в браном ткачестве. 

Для орнаментирования сурпанов часто использовалась техника узорного ткачества. Узор в виде ромбов или косых крестов обычно группировался в четкую симметричную композицию на белом или красном фоне. Геометрические узоры, выполнявшиеся чувашскими девушками на обычных деревянных станках, поражают точностью, сложностью и гармоничным взаимодействием форм и цвета. 

Многоцветные узоры ткались шерстяными нитками по красному фону. Мастерицы использовали до 14-15 цветов и оттенков узорной нити — красный, желтый, лимонный, ярко-зеленый, травянисто-зеленый. Если пестрый узор выполнялся на красном фоне, то его обязательно оттеняли черным и белыми. 

Завершением сурпана служили белые кружева с зубцами (в редких случаях кружева были черными) или бахрома из цветных нитей. 

Помимо хушпу низовые чувашки могли поверх сурпана голову наподобие чалмы обернуть более короткой головной повязкой — сурпан тутри с такими же, как и у сурпана орнаментированными концами.
#10
Полное наименование: Сурпан–чувашский женский длинный полотенцеобразный головной убор
Дата создания: начало ХХ века
Техника: браное ткачество, выборное ткачество, аппликация
Размеры: 310×36 см
Коллекция: «Текстиль» Национального музея Республики Башкортостан
Правообладатель изображений: Национальный музей Республики Башкортостан
№ Госкаталога: 20419016
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%