Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Этнографический комплекс»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Идол шаманский

Время создания
конец XIX — начало XX века
Место создания
Российская империя, Большеземельская тундра
Размер
33x5x5 см
Техника
дерево, сукно; ручная работа
1
Открыть в приложении
#2

Для многих древних этнических религий характерно поклонение идолам. Чаще это были антропо- или зооморфные фигурки — то есть подобные человеку или животному, иногда объединявшие их черты. Это подчеркивало связь людей и окружающего мира, населенного духами в обликах зверей.

Ненецких деревянных идолов ставили на священных местах, а также на охотничьих и рыболовных урочищах. Их называли сядэй, от слова «ся'» — «лицо». Это были деревянные колья, на вершине которых грубо вырезан человеческий лик. Иногда лиц было несколько, они находились друг над другом и смотрели на восток.

Поклоняться главным идолам на общих святилищах приезжали из отдаленных стойбищ, к ним относились с большим почтением. Осквернение идолов или нарушение правил обращения с ними сулило большое наказание и бедствие для всей семьи. К идолам — покровителям охоты и рыболовства относились проще. Их изготовлением мог заниматься не только шаман, но и любой мастер.

Идолов расставляли вблизи охотничьих угодий и просили у них удачи и покровительства на промысле. В случае, если охота и рыбалка приносила много добычи и была успешной, идолов признавали настоящими, чтили их и благодарили.

В ненецком язычестве главным храмом считался не тот, который посещали чаще, а недоступный для большинства — только для избранных. Место для святилища определял шаман, а ему подсказывали духи. Каждый ненецкий род имел свое святое место и хранил память о нем, поэтому в европейских тундрах сохранилось немало остатков святилищ. Массово их сжигали и уничтожали вместе с идолами в XVI–XVII веках, во время крещения Сибири.

Жертвенные места выбирали с таким расчетом, чтобы желающий помолиться, спросить совета или получить помощи у богов должен был преодолеть трудный путь, полный испытаний и страха. Принести идолу жертву означало накормить его, задобрить, получить право попросить что-то взамен.

Жертвоприношение часто требовало крови — на священном месте убивали животное: обычно оленя, реже собаку. Это событие становилось большим праздником, шаман исполнял обряд камлания, люди входили в транс, слушая ритмичные удары бубна. На жертвоприношении ненцы ели сырое мясо и рассказывали сказки, былины и предания, ожидая милости духов.
#4
Идол шаманский
#3
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Идол шаманский

Время создания
конец XIX — начало XX века
Место создания
Российская империя, Большеземельская тундра
Размер
33x5x5 см
Техника
дерево, сукно; ручная работа
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%