В 2001 году собрание Радищевского музея пополнилось ярко декорированной небольшой иконой, посвященной образу Казанской Божьей Матери, одной из самых почитаемых чудотворных икон Русской православной церкви.
По преданию, чудотворная икона была удивительным образом обретена в Казани во время правления Ивана Грозного. После страшного пожара 1579 года к десятилетней девочке Матроне несколько раз во сне явилась Дева Мария с указанием, где под землей искать изображение святой. Когда взрослые наконец послушали девочку, они действительно обнаружили икону, вокруг которой сразу стали происходить чудеса исцеления.
На месте явления иконы на пепелище впоследствии был построен Богородицкий девичий монастырь, первой монахиней которого стала та самая Матрона, принявшая имя Мавры.
Иконографию этого образа принято считать сокращенным вариантом Богоматери Одигитрии — Путеводительницы. Главным его отличием является то, что мать Христа изображена по плечи, Она держит на руках прямо стоящего младенца с благословляющей правой дланью. По легенде, первообраз иконы Богоматери Казанской хранился во Влахернском храме в Константинополе.
В Древней Руси чудотворная Богоматерь Казанская была особенно почитаема. Этот образ не раз оберегал русское войско в период тяжелых войн, как в XVII, так и в ХХ веке.
Икона из собрания Радищевского музея была написана масляными красками неизвестным автором XIX века. Вероятнее всего, она является иконой-подокладницей, то есть написанной специально под накладку, изображение содержит только лики и руки.
Примерно в конце 1880-х годов в Москве на знаменитой ювелирной фирме Павла Акимовича Овчинникова для нее были изготовлены роскошные миниатюрные оклад и риза — украшения, покрывающие всю иконную доску поверх красочного слоя. Открытыми в таком случае остаются несколько значимых элементов — так называемое личное письмо, — для которых сделаны прорези.
Для изготовления иконы мастер использовал различные материалы: серебро, цветную эмаль, речной жемчуг, цинковую пластину, ткань и дерево. Оклад и риза иконы были созданы в уникальных и сложнейших техниках, заимствованных в Византии: это канфарение (тончайшая чеканка), эмаль по гравировке, эмаль по скани — разновидность перегородчатой эмали, шитье мелким речным жемчугом.
По преданию, чудотворная икона была удивительным образом обретена в Казани во время правления Ивана Грозного. После страшного пожара 1579 года к десятилетней девочке Матроне несколько раз во сне явилась Дева Мария с указанием, где под землей искать изображение святой. Когда взрослые наконец послушали девочку, они действительно обнаружили икону, вокруг которой сразу стали происходить чудеса исцеления.
На месте явления иконы на пепелище впоследствии был построен Богородицкий девичий монастырь, первой монахиней которого стала та самая Матрона, принявшая имя Мавры.
Иконографию этого образа принято считать сокращенным вариантом Богоматери Одигитрии — Путеводительницы. Главным его отличием является то, что мать Христа изображена по плечи, Она держит на руках прямо стоящего младенца с благословляющей правой дланью. По легенде, первообраз иконы Богоматери Казанской хранился во Влахернском храме в Константинополе.
В Древней Руси чудотворная Богоматерь Казанская была особенно почитаема. Этот образ не раз оберегал русское войско в период тяжелых войн, как в XVII, так и в ХХ веке.
Икона из собрания Радищевского музея была написана масляными красками неизвестным автором XIX века. Вероятнее всего, она является иконой-подокладницей, то есть написанной специально под накладку, изображение содержит только лики и руки.
Примерно в конце 1880-х годов в Москве на знаменитой ювелирной фирме Павла Акимовича Овчинникова для нее были изготовлены роскошные миниатюрные оклад и риза — украшения, покрывающие всю иконную доску поверх красочного слоя. Открытыми в таком случае остаются несколько значимых элементов — так называемое личное письмо, — для которых сделаны прорези.
Для изготовления иконы мастер использовал различные материалы: серебро, цветную эмаль, речной жемчуг, цинковую пластину, ткань и дерево. Оклад и риза иконы были созданы в уникальных и сложнейших техниках, заимствованных в Византии: это канфарение (тончайшая чеканка), эмаль по гравировке, эмаль по скани — разновидность перегородчатой эмали, шитье мелким речным жемчугом.