В коллекции музея «Радогощ» хранится икона Божией Матери «Троеручица». Этот тип икон особо почитают в Стародубье.
Легенда из Священного Предания — свода вероучений, канонов и других христианских писаний — гласит, что возникновение этого типа икон связано с эпизодом из жития преподобного Иоанна Дамаскина. Во время иконоборчества в Византии Иоанн написал три трактата в защиту иконопочитания и направил их императору Льву III Исавру. Лев Исавр пришел в ярость, но ничего не мог сделать, так как Иоанн не был подданным его империи, а жил в Дамаске и был министром при дворе халифа. Чтобы помешать Иоанну писать труды в защиту икон, император прибег к клевете. От имени Иоанна составили подложное письмо, в котором тот якобы предлагал императору свою помощь в завоевании сирийской столицы. Это письмо и ответ на него императора были направлены халифу. Он отстранил Иоанна от должности и велел отсечь ему кисть правой руки. Руку Иоанна для устрашения вывесили на городской площади. Спустя некоторое время Иоанн получил отсеченную руку обратно и, затворившись у себя, приложил кисть к руке и стал молиться перед иконой Богородицы. Через некоторое время он заснул, а проснувшись, обнаружил, что рука приросла. В благодарность за исцеление Иоанн приложил к иконе сделанную из серебра руку.
Легенда из Священного Предания — свода вероучений, канонов и других христианских писаний — гласит, что возникновение этого типа икон связано с эпизодом из жития преподобного Иоанна Дамаскина. Во время иконоборчества в Византии Иоанн написал три трактата в защиту иконопочитания и направил их императору Льву III Исавру. Лев Исавр пришел в ярость, но ничего не мог сделать, так как Иоанн не был подданным его империи, а жил в Дамаске и был министром при дворе халифа. Чтобы помешать Иоанну писать труды в защиту икон, император прибег к клевете. От имени Иоанна составили подложное письмо, в котором тот якобы предлагал императору свою помощь в завоевании сирийской столицы. Это письмо и ответ на него императора были направлены халифу. Он отстранил Иоанна от должности и велел отсечь ему кисть правой руки. Руку Иоанна для устрашения вывесили на городской площади. Спустя некоторое время Иоанн получил отсеченную руку обратно и, затворившись у себя, приложил кисть к руке и стал молиться перед иконой Богородицы. Через некоторое время он заснул, а проснувшись, обнаружил, что рука приросла. В благодарность за исцеление Иоанн приложил к иконе сделанную из серебра руку.
Третью руку стали изображать на списках — точных копиях этой иконы. Поэтому этот образ Богородицы получил название «Троеручица».
В Россию икона попала в 1661 году. Иноки Хилендарского монастыря на Афоне прислали ее патриарху Никону для Новоиерусалимского монастыря. Затем списки этой иконы появились и в других монастырях.
Иконы Божией Матери «Троеручица» писали и в Погаре. Здесь работал цех иконописцев — богомазов. Сформировалась целая школа стародубско-северского пограничного письма. Характерным признаком работ местных богомазов был общий желтый фон, зеленые крупные цветы в верхних углах.
Икону из коллекции музея написали в Погаре в XIX веке. Основа иконы представляет собой щит из двух досок. Для икон небольшого размера использовали цельную доску. Для больших — таких, как эта, — две и больше. С обратной стороны доски скрепляли шпонками или клиньями.
В Россию икона попала в 1661 году. Иноки Хилендарского монастыря на Афоне прислали ее патриарху Никону для Новоиерусалимского монастыря. Затем списки этой иконы появились и в других монастырях.
Иконы Божией Матери «Троеручица» писали и в Погаре. Здесь работал цех иконописцев — богомазов. Сформировалась целая школа стародубско-северского пограничного письма. Характерным признаком работ местных богомазов был общий желтый фон, зеленые крупные цветы в верхних углах.
Икону из коллекции музея написали в Погаре в XIX веке. Основа иконы представляет собой щит из двух досок. Для икон небольшого размера использовали цельную доску. Для больших — таких, как эта, — две и больше. С обратной стороны доски скрепляли шпонками или клиньями.