Икона иллюстрирует легенду о святом воине Георгии, который спас царскую дочь и жителей города от змия, жившего в озере.
Георгий изображен в развевающемся красном плаще и золотых доспехах. Он восседает на вздыбившемся белом коне. В левой руке у святого — поводья, в правой — длинное черное копье с крестом на конце, которым он поражает выходящего из пучины змия. Справа изображены палаты, на верхнем ярусе которых — царь и царица, внизу, в арочном проеме, — их спасенная дочь Елисава. Колорит иконы построен на сочетании киновари, золота и белого цвета. Золото фона как бы освещает икону изнутри и придает особую звонкость яркой киновари, теплоту и матовость — белому цвету. В иконографии существуют различные версии Чуда о змие. Все они восходят, вероятно, к старой устной традиции, которая бытовала в Малой Азии.
В русских списках чудо о змии излагается в двух вариантах. В первом из них события происходят при жизни Георгия, во втором — уже после его смерти, и к чуду о змии добавляется чудо о житии.
В изображениях Георгия-змееборца различают развитый и краткий изводы. В кратком изводе изображается Георгий Победоносец на коне, поражающий копьем змия. В развитом варианте в композицию, кроме святого Георгия, включаются град Лаосия (или Ласия, вымышленный город), царевна, которая ведет на поясе змия, усмиренного Георгием, к граду, а также царь Селевин.
Изображение святого на коне восходит к позднеантичной и византийской традиции изображения триумфа императоров. Древнейшие изображения «Чуда о змие» встречаются в росписях пещерных храмов Каппадокии. В древнерусском искусстве такие изображения встречаются в росписях храмов с XII века. Самые ранние иконы с Георгием-змееборцем относятся к XIV веку.
Сюжет имеет фольклорную основу. Исследователи
отмечают, что легенда о победе над змием известна с древнейших исторических
времен и восходит к дохристианским культам. В пример приводятся
шумеро-аккадский Мардук и ведийский Индра. Схожая мифология прослеживается и в
античных легендах: олимпийский бог Зевс победил чудище Тифона, Аполлон одержал
победу над драконом Пифоном, а Геракл — над Лернейской гидрой.