Иконы-привески — особая категория небольших образцов меднолитной пластики с христианскими изображениями. В некоторых тематических источниках наблюдается смешение понятий «привеска-икона» и «нательная икона». Основным отличием иконы-привески от нательной (или нагрудной) иконы является небольшой размер (в том числе толщина) и относительно малый вес. А.К. Станюкович в своей книге «Неизвестные памятники русской металлопластики» проводит условную границу между привеской-иконкой и нагрудной иконой, вводя следующую методологию: иконы-привески — не более 3 см в длину, нательные/нагрудные иконы — более 3 см.
Привески имеют и множество других названий: шейные образки, ладанки, змеевики, амулеты, медальоны, кулоны и так далее. Однако в научной искусствоведческой среде этот тип иконок принято называть именно привесками.
Изображение, как правило, присутствовало на одной стороне, вторая сторона была без рисунка, однако иногда на нее наносили крест. В верхней части иконки из собрания музея «Смоленская крепость» имеется оглавие для шнурка.
Как правило, изготавливались иконы-привески из медных, как в случае данного экспоната, и оловянно-свинцовых сплавов. В древнерусских погребениях миниатюрные иконки часто находят вместе с женскими бусами и другими подвесками, которые имели языческий характер.
Археологи замечали, что на части икон-привесок изображение наносилось мастером при помощи техники черни. Это древний прием декорирования предметов через придание им оттенков черного цвета. Для этого сплав серебра, меди, свинца и серы вплавляли в специальные углубления на основном металле. При нагреве происходила химическая реакция между смесью и металлом, в результате которой изделие приобретало не только новый цвет, но и новые свойства.
Ювелиры использовали несколько рецептов черни, в которых компоненты совмещались в разных пропорциях. Чем ниже качество компонента, который выбирался для создания изделия, тем хуже чернь держалась при соединении с основным металлом.
На иконе-привеске из экспозиции «Стрелецкий мiр» в технике чернения был выполнен Господь Вседержитель, на обратной стороне у нее находится крест. Икона имеет круглую форму и относится к домонгольскому периоду. В таком виде Господь предстает как творец и владыка мира.
Прообразом этого иконографического типа стал Спас Нерукотворный. Здесь Спаситель предстал как мудрый владыка: в одной руке Он держит книгу, а другую протягивает к Своей пастве в благословляющем жесте. В то же время грозный лик Спасителя напоминает о том, что каждого в конце его пути ждет Небесный суд, где всем воздастся по заслугам.
Привески имеют и множество других названий: шейные образки, ладанки, змеевики, амулеты, медальоны, кулоны и так далее. Однако в научной искусствоведческой среде этот тип иконок принято называть именно привесками.
Изображение, как правило, присутствовало на одной стороне, вторая сторона была без рисунка, однако иногда на нее наносили крест. В верхней части иконки из собрания музея «Смоленская крепость» имеется оглавие для шнурка.
Как правило, изготавливались иконы-привески из медных, как в случае данного экспоната, и оловянно-свинцовых сплавов. В древнерусских погребениях миниатюрные иконки часто находят вместе с женскими бусами и другими подвесками, которые имели языческий характер.
Археологи замечали, что на части икон-привесок изображение наносилось мастером при помощи техники черни. Это древний прием декорирования предметов через придание им оттенков черного цвета. Для этого сплав серебра, меди, свинца и серы вплавляли в специальные углубления на основном металле. При нагреве происходила химическая реакция между смесью и металлом, в результате которой изделие приобретало не только новый цвет, но и новые свойства.
Ювелиры использовали несколько рецептов черни, в которых компоненты совмещались в разных пропорциях. Чем ниже качество компонента, который выбирался для создания изделия, тем хуже чернь держалась при соединении с основным металлом.
На иконе-привеске из экспозиции «Стрелецкий мiр» в технике чернения был выполнен Господь Вседержитель, на обратной стороне у нее находится крест. Икона имеет круглую форму и относится к домонгольскому периоду. В таком виде Господь предстает как творец и владыка мира.
Прообразом этого иконографического типа стал Спас Нерукотворный. Здесь Спаситель предстал как мудрый владыка: в одной руке Он держит книгу, а другую протягивает к Своей пастве в благословляющем жесте. В то же время грозный лик Спасителя напоминает о том, что каждого в конце его пути ждет Небесный суд, где всем воздастся по заслугам.