Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Художественное наследие древнего Сольвычегодска»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Икона-складень «Распятие. Отечество»

Время создания
середина XVI века
Место создания
Россия
Размер
9,5x8x1,5 см
Техника
серебро, дерево, медный сплав; резьба, скань, золочение
0
Открыть в приложении
#1

Двустворчатый складень в серебряной позолоченной оправе привлекает внимание своей пластикой и виртуозной резьбой. Его створки представляют собой скульптурные миниатюры, выполненные в технике многопланового рельефа. На левой створке запечатлена многофигурная композиция «Распятие», на правой — «Отечество».

Складень отличается особенностями иконографии и целым рядом уникальных деталей. В центре левой створки — Распятие Иисуса на фоне сложной архитектурной декорации с соборами. Мастер представил композицию в расширенной иконографической схеме: на уровне верхней перекладины креста расположил слетающих к распятому Христу скорбящих ангелов; слева и справа от Распятия — римских воинов и группы предстоящих; у подножия креста — череп, главу Адама.

Выразительная и редкая для традиционной русской иконографии Распятия деталь — особенная трактовка фигур воинов с орудиями страстей у креста. Они облачены в полные военные доспехи и своеобразные конусообразные шлемы. Один из них держит копье, другой — трость с губкой и ведерко с уксусом. Для них мастер отвел довольно значимое пространство в центре и потеснил фигуры предстоящих к краям композиции. Автор сделал, таким образом, тему истязания и страдания главенствующей.

Фигуры воинов не стоят, как обычно в подобных миниатюрах этого периода, в одной плоскости с предстоящими, а располагаются в своеобразном перспективном сокращении к первому плану. Подобная трактовка художественных образов, атрибутов, архитектуры встречается в работах греческих мастеров XVI века, например в иконе «Распятие» 1535 года (Великая Лавра, Афон).

Особенностью композиции «Отечество», которую мастер расположил на правой створке складня, стало изображение Агнца как символа жертвы вместо традиционного образа Святого Духа в виде голубя вместе с господом Саваофом и Младенцем Христом.

Круг, в который заключен Агнец Господень, сориентирован по центру сферы, окружающей престол Саваофа. В четырех углах композиционного поля — символы евангелистов. Обе композиции иллюстрируют тему жертвы предрешенной и уготованной.
#2
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Икона-складень «Распятие. Отечество»

Время создания
середина XVI века
Место создания
Россия
Размер
9,5x8x1,5 см
Техника
серебро, дерево, медный сплав; резьба, скань, золочение
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%