Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Православная икона на Дону»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Икона «Успение Пресвятой Богородицы»

Время создания
XVI век
Место создания
Русское государство
Размер
31,5x27 см
Техника
дерево, левкас, льняная паволока, темпера, позолота
0
Открыть в приложении
#2

Предание об Успении Богоматери восходит к древним апокрифическим текстам, наиболее известным из которых считается «Слово Иоанна Богослова», составленное не ранее V века. В центре композиции — ложе с усопшей Богоматерью в синем хитоне и темно-вишневом мафории. За ложем изображен Иисус Христос, держащий на левой руке душу Богоматери в образе спеленутой фигуры младенца, его правая рука в жесте благословения вытянута в сторону Марии. Икону отличает необычная форма двойной славы. Фигуру самого Христа окружает миндалевидная слава ярко-красного цвета. Слава-мандорла появляется в сценах Успения не раньше конца XII века.

Вокруг ложа — двенадцать скорбящих апостолов, два святителя с Евангелиями в руках. Иконописцу удалось передать их эмоции: глубокую земную печаль, которая контрастирует с Божественным светом, окружающим Спасителя. В нижней части иконы у ложа представлен ангел с мечом и иудейский священник Авфоний.

В XV веке на Руси широко распространились иконы Успения с изображением чуда отсечения рук ангелом у нечестивого иудея Авфонии (Афонии, в некоторых источниках — Иефонии), который представлен на переднем плане, перед одром. По преданию, Авфония побежал к погребальной процессии, чтобы сбросить тело Богоматери с одра, и ангел отрубил ему за эту попытку руки. Возможно, популярность сюжета в то время и в XVI столетии была связана с борьбой против еретических движений. Впервые же этот сюжет зафиксирован на фреске церкви Панагии Мавриотиссы в Кастории (рубеж XII–XIII веков), а в древнерусском искусстве — на фресках Снетогорского монастыря и церкви Успения на Волотовом поле.

Палаты на втором плане иконы указывают на то, что действие происходит в доме Богоматери на Сионской горе в Иерусалиме, там же, где произошло сошествие Святого Духа на апостолов. Изображение палат получило широкое распространение с начала XII века, но особенно часто встречается в живописи XIII века. К характерным особенностям этого иконографического Успения можно отнести то, что у апостолов отсутствуют нимбы и нет сцены передачи души Богоматери слетающимся ко Христу ангелам.

#4
Икона «Успение Пресвятой Богородицы»
#3
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Икона «Успение Пресвятой Богородицы»

Время создания
XVI век
Место создания
Русское государство
Размер
31,5x27 см
Техника
дерево, левкас, льняная паволока, темпера, позолота
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%