Рождество Христово — рождение Бога во плоти — один из главных христианских праздников, посвященных событиям земной жизни Иисуса Христа. Это начало нового летоисчисления истории нашей эры, христиане отмечают это событие более двух тысяч лет. Иконография Рождества Христова складывалась на протяжении нескольких веков. Первые сюжетные изображения, посвященные рождению младенца Иисуса, относятся к III–IV векам и были найдены в римских катакомбах. Они просты, лаконичны и включают в себя только ключевые сцены: Богоматерь с младенцем и поклонение волхвов.
Картина «Святое Рождество» из коллекции дагестанского Музея истории мировых культур и религий — это копия рукописи живописца XIV века Саркиса Пицака. Пицак был ярким представителем школы средневековой киликийской миниатюры, он копировал и иллюстрировал рукописи по настоянию короля Льва IV Армянского. Саркис Пицак был признанным мастером, который оставил около пятидесяти законченных работ, но автор репродукции одной из них, «Святого Рождества», неизвестен.
Композиция миниатюры плотная и насыщенная. В центре — Богоматерь с младенцем, она лежит на земле перед входом в пещеру. Ярко-красный цвет ее ложа повторяет очертания силуэта. Цветовая палитра трактуется довольно широко, красный цвет — это Воскресение, царская власть, искупление грехов и материнская любовь. Неотъемлемая часть иконографии Рождества Христова — это волхвы. Сцена их поклонения символизирует обращение ко Христу языческих народов из далеких стран, их желание принять новую единую веру. В «Святом Рождестве» изображено три волхва, они воплощают три этапа жизни человека: молодость, зрелость и старость. Это знаменует идею о том, что человек нуждается в божьей помощи в любой период своей жизни.
Картина «Святое Рождество» из коллекции дагестанского Музея истории мировых культур и религий — это копия рукописи живописца XIV века Саркиса Пицака. Пицак был ярким представителем школы средневековой киликийской миниатюры, он копировал и иллюстрировал рукописи по настоянию короля Льва IV Армянского. Саркис Пицак был признанным мастером, который оставил около пятидесяти законченных работ, но автор репродукции одной из них, «Святого Рождества», неизвестен.
Композиция миниатюры плотная и насыщенная. В центре — Богоматерь с младенцем, она лежит на земле перед входом в пещеру. Ярко-красный цвет ее ложа повторяет очертания силуэта. Цветовая палитра трактуется довольно широко, красный цвет — это Воскресение, царская власть, искупление грехов и материнская любовь. Неотъемлемая часть иконографии Рождества Христова — это волхвы. Сцена их поклонения символизирует обращение ко Христу языческих народов из далеких стран, их желание принять новую единую веру. В «Святом Рождестве» изображено три волхва, они воплощают три этапа жизни человека: молодость, зрелость и старость. Это знаменует идею о том, что человек нуждается в божьей помощи в любой период своей жизни.
Внутри пещеры расположены ясли с новорожденным Иисусом. Он всегда обернут в белое, поскольку это цвет чистоты, непорочности, божественной истины, добра и света. Рядом с младенцем Христом стоят пастухи — к ним первым явились ангелы и возвестили о рождении Царя Иудейского. На иконе изображены вол и осел, это символы иудейского и языческих народов, которым Иисус принес духовное освобождение. Они согревают младенца, которому суждено вырасти и повести их за собой.