В Волжской Булгарии были развиты многие ремесла, среди них — производство кожи и обработка костей животных. Историкам и археологам удалось в общих чертах восстановить технологию косторезного дела. На первой стадии мастера отбирали сырье, которое лучше всего подходило для изделия. Затем булгары подготавливали материал и приступали к резке. На заключительном этапе полировали и декорировали готовую вещь. Во время раскопок археологи находили как заготовки, так и уже выполненные образцы.
Изделия из кости продавали внутри города и в окрестных поселениях. Исследователи предполагают, что булгарские мастера могли поставлять свою продукцию и за пределы самой Волжской Булгарии.
Резчики самостоятельно изготавливали и инструменты для работы с кожей. Изделия из этого материала пользовались большим спросом как на Западе, так и на Востоке. Особенно ценился уникальный сорт тонко обработанной кожи, технология которой была известна только булгарским мастерам. Секрет кожевенников не раскрыт до сих пор.
Для рядовых изделий кожу сначала вымачивали в воде и тщательно чистили, затем шло мягчение и дубление. Чтобы смягчить материал, его обрабатывали ферментами, под действием которых из пор удалялись остатки волосяных луковиц и верхних слоев кожи. При дублении использовали специальные вещества, которые придавали коже прочность. В древние времена кожевенникам были известны только растительные дубящие вещества, такие, как танин. Часто его получали из чернильных орешков, которые образуются на листьях дуба при его инфекционных или паразитических заболеваниях, и из дубовой коры. После обработки танином кожу выравнивали и жировали, то есть обрабатывали жирами, чтобы она не грубела и не трескалась.
После того как материал прошел все стадии обработки, булгары приступали к тиснению кожи. Предварительно на кожу могли наносить легкие надрезы, чтобы узор ложился лучше, но иногда обходились и без них. При тиснении использовали специальный инструмент, он изготавливался из длинной кости. На одной из его сторон делалась глубокая диагональная сетка, которая служила своеобразным узором.
Изделия из кости продавали внутри города и в окрестных поселениях. Исследователи предполагают, что булгарские мастера могли поставлять свою продукцию и за пределы самой Волжской Булгарии.
Резчики самостоятельно изготавливали и инструменты для работы с кожей. Изделия из этого материала пользовались большим спросом как на Западе, так и на Востоке. Особенно ценился уникальный сорт тонко обработанной кожи, технология которой была известна только булгарским мастерам. Секрет кожевенников не раскрыт до сих пор.
Для рядовых изделий кожу сначала вымачивали в воде и тщательно чистили, затем шло мягчение и дубление. Чтобы смягчить материал, его обрабатывали ферментами, под действием которых из пор удалялись остатки волосяных луковиц и верхних слоев кожи. При дублении использовали специальные вещества, которые придавали коже прочность. В древние времена кожевенникам были известны только растительные дубящие вещества, такие, как танин. Часто его получали из чернильных орешков, которые образуются на листьях дуба при его инфекционных или паразитических заболеваниях, и из дубовой коры. После обработки танином кожу выравнивали и жировали, то есть обрабатывали жирами, чтобы она не грубела и не трескалась.
После того как материал прошел все стадии обработки, булгары приступали к тиснению кожи. Предварительно на кожу могли наносить легкие надрезы, чтобы узор ложился лучше, но иногда обходились и без них. При тиснении использовали специальный инструмент, он изготавливался из длинной кости. На одной из его сторон делалась глубокая диагональная сетка, которая служила своеобразным узором.