#1
Искусство № 1, Искусство № 2
#20
#14
#15
В 1921 году, когда страна только начинала подниматься из руин после гражданской войны, в Омске вышел первый в Сибири советский литературно-художественный журнал «Искусство». Хотя успело выйти всего два номера — в 1921 и 1922 годах — небольшим тиражом (500 экземпляров каждый), издание журнала стало событием литературной жизни города.
В редакционной статье, открывавшей первый номер, говорилось, что журнал «может стать ярким выразителем современного творчества и могучим проводником художественной пропаганды». Редакция рассматривала своё издание, как пролеткультовское, предназначенное для удовлетворения художественных запросов Сибири вообще и Омской губернии в частности. Вместе с тем, декларируя свою приверженность Пролеткульту, издатели «Искусства» не склонны были замыкаться только в рамках пролеткультовской ортодоксии, значительно шире понимая свои задачи. Заведующий отделом журнала писатель Георгий Вяткин отмечал, что в литературе Омска присутствуют все главные течения «от реалистов до имажинистов включительно», приглашал к сотрудничеству представителей «всех литературных и художественных школ и направлений, лишь бы предложенные ими произведения были отмечены печатью дарования и были в той или иной степени созвучны духу переживаемой эпохи».
Эта установка на привлечение представителей разных направлений в искусстве лишила в известной степени журнал идейной четкости. Типично пролеткультовские стихи здесь перемежались со стихами, написанными в традиционной поэтической манере, реалистическая проза стояла рядом ссимволической. Идейно-эстетическая разноголосица чувствовалась и в литературно-критическом отделе журнала, где одни и те же явления культуры оценивались различными авторами с прямо противоположных позиций.
Первый номер «Искусства» открывался сонетом Вяткина «Художнику». Александр Оленич-Гнененко публиковал на страницах «Искусства» свою «Космическую весну» и «Электрификацию». С интересными поэтическими опытами выступил Всеволод Иванов, опубликовав «Самокладки киргизские» — своеобразную имитацию киргизского фольклора. Среди других поэтических произведений первого номера «Искусства» привлекают внимание «Песни минералога» Петра Драверта.
В редакционной статье, открывавшей первый номер, говорилось, что журнал «может стать ярким выразителем современного творчества и могучим проводником художественной пропаганды». Редакция рассматривала своё издание, как пролеткультовское, предназначенное для удовлетворения художественных запросов Сибири вообще и Омской губернии в частности. Вместе с тем, декларируя свою приверженность Пролеткульту, издатели «Искусства» не склонны были замыкаться только в рамках пролеткультовской ортодоксии, значительно шире понимая свои задачи. Заведующий отделом журнала писатель Георгий Вяткин отмечал, что в литературе Омска присутствуют все главные течения «от реалистов до имажинистов включительно», приглашал к сотрудничеству представителей «всех литературных и художественных школ и направлений, лишь бы предложенные ими произведения были отмечены печатью дарования и были в той или иной степени созвучны духу переживаемой эпохи».
Эта установка на привлечение представителей разных направлений в искусстве лишила в известной степени журнал идейной четкости. Типично пролеткультовские стихи здесь перемежались со стихами, написанными в традиционной поэтической манере, реалистическая проза стояла рядом ссимволической. Идейно-эстетическая разноголосица чувствовалась и в литературно-критическом отделе журнала, где одни и те же явления культуры оценивались различными авторами с прямо противоположных позиций.
Первый номер «Искусства» открывался сонетом Вяткина «Художнику». Александр Оленич-Гнененко публиковал на страницах «Искусства» свою «Космическую весну» и «Электрификацию». С интересными поэтическими опытами выступил Всеволод Иванов, опубликовав «Самокладки киргизские» — своеобразную имитацию киргизского фольклора. Среди других поэтических произведений первого номера «Искусства» привлекают внимание «Песни минералога» Петра Драверта.
#16
Полное наименование: Искусство. Журнал искусств, литературы и техники № 1
Автор: Временник Гублитосекции и Сибирского художественно-промышленного института
Дата: создания 1921 год
Место создания: Омск, Центральная государственная типография
Техника: бумага, типографская печать
Размеры: 26×19,3 см, 108 страниц
Коллекция: Музей Достоевского
Правообладатель изображений: Музей Достоевского
№ Госкаталога: 14590041
Дата: создания 1921 год
Место создания: Омск, Центральная государственная типография
Техника: бумага, типографская печать
Размеры: 26×19,3 см, 108 страниц
Коллекция: Музей Достоевского
Правообладатель изображений: Музей Достоевского
№ Госкаталога: 14590041
#21
Искусство. Журнал искусств, литературы и техники № 2
#17
#18
В 1921 году, когда страна только начинала подниматься из руин гражданской войны, в Омске вышел первый в Сибири советский литературно-художественный журнал «Искусство» — едва ли не самое характерное издание тех лет. Хотя успело выйти всего два номера — в 1921 и 1922 годах — небольшим тиражом 500 экземпляров каждый, издание журнала стало событием литературной жизни города.
Второй номер «Искусства» открывался стихами Александра Оленича-Гнененко, Леонида Мартынова, Георгия Вяткина, Кондратия Урманова, рассказами Антона Сорокина. С небольшой зарисовкой «Джурабай» — своего рода притчей о соревновании киргизских народных певцов — выступил во втором номере «Искусства» омский писатель Антон Сорокин. В литературно-критическом отделе журнала были представлены статьи Григория Круссера об Уитмене — «Поэт равенства и мировой революции» и Достоевском — «Художник рабов». Георгий Вяткин поместил здесь критические очерки о Блоке, Некрасове и Достоевском.
Круссер в работе, написанной в связи со столетием со дня рождения великого писателя, стремился развенчать автора «Униженных и оскорблённых», представить творчество Достоевского чуждым, враждебным революционной современности. Это нигилистически-пренебрежительное отношение к наследию одного из крупнейших художников слова, прикрытое псевдореволюционной фразой, тогда же встретило резкий отпор со стороны критика «Сибирских огней» Валериана Правдухина, назвавшего статью профессора Круссера «пустозвонной» и «крайне любопытной по легкомыслию и самоуверенности».
В свою очередь, поэт Георгий Вяткин восторженно писал о Николае Некрасове в статье «Поэзия честной мысли и чуткой совести», восхищался Александром Блоком, прошедшим путь от рыцаря Прекрасной Дамы до певца революции, говорил о гениальности искусства Достоевского.
Так на страницах одного и того же журнала сталкивались взаимоисключающие точки зрения на классическое наследие, публиковались произведения, резко разнящиеся друг от друга своей идейно-эстетической направленностью, манерой письма и стиля. В конечном итоге все это было не чем иным, как отражением сложного, противоречивого литературного процесса начала 1920-х годов.
Второй номер «Искусства» открывался стихами Александра Оленича-Гнененко, Леонида Мартынова, Георгия Вяткина, Кондратия Урманова, рассказами Антона Сорокина. С небольшой зарисовкой «Джурабай» — своего рода притчей о соревновании киргизских народных певцов — выступил во втором номере «Искусства» омский писатель Антон Сорокин. В литературно-критическом отделе журнала были представлены статьи Григория Круссера об Уитмене — «Поэт равенства и мировой революции» и Достоевском — «Художник рабов». Георгий Вяткин поместил здесь критические очерки о Блоке, Некрасове и Достоевском.
Круссер в работе, написанной в связи со столетием со дня рождения великого писателя, стремился развенчать автора «Униженных и оскорблённых», представить творчество Достоевского чуждым, враждебным революционной современности. Это нигилистически-пренебрежительное отношение к наследию одного из крупнейших художников слова, прикрытое псевдореволюционной фразой, тогда же встретило резкий отпор со стороны критика «Сибирских огней» Валериана Правдухина, назвавшего статью профессора Круссера «пустозвонной» и «крайне любопытной по легкомыслию и самоуверенности».
В свою очередь, поэт Георгий Вяткин восторженно писал о Николае Некрасове в статье «Поэзия честной мысли и чуткой совести», восхищался Александром Блоком, прошедшим путь от рыцаря Прекрасной Дамы до певца революции, говорил о гениальности искусства Достоевского.
Так на страницах одного и того же журнала сталкивались взаимоисключающие точки зрения на классическое наследие, публиковались произведения, резко разнящиеся друг от друга своей идейно-эстетической направленностью, манерой письма и стиля. В конечном итоге все это было не чем иным, как отражением сложного, противоречивого литературного процесса начала 1920-х годов.
#19
Полное наименование: Искусство. Журнал искусств, литературы и техники № 2
Автор: Временник Гублитосекции и Сибирского художественно-промышленного института
Дата создания: 1922 год
Место создания: Омск, Центральная государственная типография
Техника: бумага, типографская печать
Размеры: 25,7×19 см, 133 страницы
Коллекция: Музей Достоевского
Правообладатель изображений: Музей Достоевского
№ Госкаталога: 14590040
Автор: Временник Гублитосекции и Сибирского художественно-промышленного института
Дата создания: 1922 год
Место создания: Омск, Центральная государственная типография
Техника: бумага, типографская печать
Размеры: 25,7×19 см, 133 страницы
Коллекция: Музей Достоевского
Правообладатель изображений: Музей Достоевского
№ Госкаталога: 14590040
#22
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Искусство №1, Искусство №2
Выставка
0

Открыть в приложении
Поделиться