Есть на свете феномен, уходящий в древность. Название этого феномена — немцы России, или российские немцы. По летописным источникам, немцы на Руси начали появляться в конце I тысячелетия. В 961 году по приглашению княгини Ольги, вдовы князя Игоря, с германской территории переселилась на Русь группа земледельцев и ремесленников, прибывших под началом священнослужителя Адельберга.
Есть ещё один феномен, вошедший в историю под названием Немцы Поволжья. И к нему-то Альфред Шнитке имеет самое прямое отношение. В 1762 году Екатерина II подписала манифест «О позволении иностранцам выходить и селиться в России», призывавший обживаться в «наивыгоднейших к обитанию рода человеческого полезнейших местах империи, до сего праздно остающихся». Иными словами, это были совершенно неосвоенные земли на окраинах государства Российского, что несло с собой массу трудностей и тягот.
Общество только тогда является жизнеспособным и развивающимся, когда его фундамент цементирует объединяющая и смыслообразующая национальная идея. И в какие бы слова она не облекалась, всегда в основе её лежит национальное самоуважение и любовь к Родине со всеми её достоинствами и недостатками, далёким и близким прошлым, уникальностью и неповторимостью её культуры, истории, духовности и интеллекта.
Величие Альфреда Шнитке, признанного во всём мире гениальным композитором, опередившим своё время, «композитором XXI века» в доказательствах не нуждается. Нет ни одного серьёзного мирового издания, где не было бы публикаций об Альфреде Шнитке и его музыке, которую постоянно исполняют лучшие симфонические коллективы, она звучит в фильмах и спектаклях ведущих режиссёров современности.
Город Энгельс — колыбель гения. В Энгельсе он родился и прожил до 12 лет. У каждого человека, как говорил Л. Толстой, мировоззрение формируется в основном до пяти лет, и мировоззрение А. Шнитке формировалось именно в нашем городе, в столице Немецкой республики — на стыке русской, немецкой и еврейской культур.