Первую соборную церковь Кирилло-Белозерского монастыря возвели в начале XV века. В Житие Преподобного Кирилла приводится следующая ис-тория. Когда братия обратилась к Кириллу с просьбой построить церковь для общих собраний, он помолился Богородице, и пришли плотники, хотя их никто не звал. Возведённую церковь посвятили Богородице и Приснодеве Марии.
Первый храм был построен из дерева и располагался на том же холме, где возвышается современный каменный Успенский собор. Деревянная церковь со временем стала разрушаться и перестала вмещать всю братию, поэтому её разобрали и возвели на её месте новую, значительно большую. Её строи-ли на деньги одного из родоначальников династии Романовых вельможи Захарии. К сожалению, во второй половине XV века в монастыре случился пожар, и этот храм сгорел.
Каменный храм начали строить в последнее десятилетие XV века. Уцелевшие монастырские документы гласят, что строительство продлилось 5 месяцев и обошлось в 250 рублей (20 рублей тогда стоил очень хороший боевой конь, а жалование монастырского слуги составляло 2-3 рубля в год). Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря стал одной из первых каменных построек на севере Руси. Раньше него воздвигли Спасо-Преображенский собор в Спасо-Каменном монастыре на Кубенском озере и собор Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре.
Внутреннее убранство было богатым, роскошным и мало чем уступало хра-мам Москвы. Одновременно со строительством каменного храма создали четырёхъярусный иконостас. Иконостас был одним из самых больших на Ру-си и почти полностью сохранился до наших дней, однако две иконы были утрачены. В XVII веке стены собора украсили фресками, которыми можно полюбоваться и сегодня. В описях монастыря упоминаются святые образы в окладах с драгоценными камнями, а также иконы в нарядных киотах на сте-нах и столпах собора. Храмовое убранство дополняли произведения золот-ного шитья, резные изделия, драгоценная церковная утварь. Освещали это великолепие шесть больших паникадил.
Многие предметы, украшавшие интерьер Успенского собора, монастырю дарили представители знатных аристократических семей. Великие московские князья, а позднее государи, знатные княжеские и боярские семьи были частыми гостями обители и щедро жертвовали деньги и церковную утварь. Среди них — царь Иван Грозный и его супруга царица Анастасия Романовна, представители княжеской семьи Старицких, бояре Шереметевы, Одоевские и другие. В музейных экспозициях представлены Царские врата, пожалованные в монастырь в XVII веке царём Михаилом Фёдоровичем Романовым. Среди других пожертвований шитые покровы, созданные в великокняжеских мастерских и подаренные в обитель царицами Марией Нагой и Марией Милославской. Серебряные лампады и запрестольный крест — дары царского стольника Ивана Олферьева.
Многие представители русской средневековой знати попали в монастырь не по своей воле, ведь уже с конца XV века удалённый от столицы Кирилло-Белозерский монастырь стал местом ссылки. Тем не менее, они помогали строительству и украшению храмов. Среди них князья Воротынские, друг и советник царя Ивана Грозного Сильвестр, царь Семион Бекбулатович, мос-ковский митрополит Иоасаф и многие другие. Некоторые знатные богомольцы Кириллова монастыря пожелали быть захороненными на его территории.
С 70-х годов XX века в храмовом комплексе периодически проводятся археологические исследования, благодаря которым значительно наши знания об истории собора значительно расширились. Наиболее значимые исследования состоялись в 2010–2012 гг., перед проведением крупномасштабной реставрации всего соборного комплекса.
Первые находки касались материалов, которые в прошлые века использова-лись для покрытия пола в соборе. В слое строительного мусора археологи обнаружили фрагменты плит середины XIX века, более ранние следы пола XVII–XVIII веков, а также мощёный кирпичом «чёрный» пол XVII века. Специ-алисты обнаружили остатки стены западной паперти XVI века и древнего крыльца-входа в собор. Исследования выявили целенаправленное измене-ние ландшафта берега Сиверского озера в XIV и последующих веках.
В Житии Кирилла в чуде «О женщине, слепое око имевшей» есть следующий фрагмент:
«Придя в монастырь, женщина, имевшая слепое око, по заутрени пошла в гробницу, где находился гроб святого Кирилла, и начала со слезами мо-литься».
В ходе раскопок археологи обнаружили следы упомянутой гробницы — де-ревянной постройки над могилой преподобного, а также фрагменты нижних венцов здания деревянной соборной церкви. Это одна из самых ранних находок, она относится к XV веку.
Были также установлены точные границы захоронения основателя монасты-ря. По окончании работ монастырь установил над погребением преподобного позолоченную раку.
Успенский собор и его придельные храмы были почётным местом погребе-ния не только церковных, но и светских деятелей. В ходе археологических работ исследовали многочисленные мужские захоронения XV–XIX веков. Наиболее древние из них появились ещё до строительства каменного здания собора. Захоронения сосредоточены в алтарной части собора и у его южной стены, рядом с местом захоронения Кирилла Белозерского. Среди древнейших погребений уникальное коллективное захоронение пяти человек, расположенное в центральной абсиде храма, неподалёку от могилы Кирилла. Данное погребение соответствует тексту Жития святого, где рассказывается о гибели от эпидемии значительной части братии вскоре после смерти основателя обители. Все захоронения XV века совершены в деревянных колодах, в некоторых случаях обёрнутых берестой. Некоторые из этих колод сохранились так хорошо, что их удалось поднять на поверхность для проведения консервации. Более поздние захоронения делались в саркофагах или гробах, нередко помещённых в кирпичные склепы, что ухудшало сохранность.
В церкви равноапостольного князя Владимира — усыпальнице князей Воро-тынских в ходе археологических исследований 2010 года вскрыли восемь погребений, датированных XVI–XVII веками. Грунтовые погребения соседствовали с кирпичными склепами и саркофагами. Крышка саркофага князя Алексея Ивановича Воротынского в настоящее время хранится в церкви Владимира. Останки представителей княжеского рода на время извлекли из захоронений и отправили в Лабораторию Института этнологии и антропологии РАН для проведения реконструкции лиц и анализа ДНК с целью уточнения генеалогических связей рода. После завершения исследований останки князей вернули на их места в склепах.
Помимо князей Воротынских, близ северной стены Успенского собора упо-коились многие известные священнослужители XVIII века. К захоронениям в деревянных гробах, помещённых в кирпичный склеп, относится могила епи-скопа Пензенского Амвросия Орнатского. Он родился в Череповецком уезде в конце XVIII века, окончил Кирилло-Белозерское духовное училище, затем обучался в Александро-Невской духовной семинарии. Амвросий Орнатский известен как один из самых просвещённых людей своего времени, историк Русской православной церкви, автор семитомного труда «История россий-ской иерархии». В возрасте 46 лет епископ Амвросий подал прошение об от-ставке «с дозволением иметь пребывание в Кирилло-Белозерском монастыре». Три года спустя он скончался и был погребён в Успенском соборе. В за-падной пристройке собора, направо от входа, в стену вмонтирована квад-ратная плита, сообщающая о месте упокоения отца Амврос
Первый храм был построен из дерева и располагался на том же холме, где возвышается современный каменный Успенский собор. Деревянная церковь со временем стала разрушаться и перестала вмещать всю братию, поэтому её разобрали и возвели на её месте новую, значительно большую. Её строи-ли на деньги одного из родоначальников династии Романовых вельможи Захарии. К сожалению, во второй половине XV века в монастыре случился пожар, и этот храм сгорел.
Каменный храм начали строить в последнее десятилетие XV века. Уцелевшие монастырские документы гласят, что строительство продлилось 5 месяцев и обошлось в 250 рублей (20 рублей тогда стоил очень хороший боевой конь, а жалование монастырского слуги составляло 2-3 рубля в год). Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря стал одной из первых каменных построек на севере Руси. Раньше него воздвигли Спасо-Преображенский собор в Спасо-Каменном монастыре на Кубенском озере и собор Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре.
Внутреннее убранство было богатым, роскошным и мало чем уступало хра-мам Москвы. Одновременно со строительством каменного храма создали четырёхъярусный иконостас. Иконостас был одним из самых больших на Ру-си и почти полностью сохранился до наших дней, однако две иконы были утрачены. В XVII веке стены собора украсили фресками, которыми можно полюбоваться и сегодня. В описях монастыря упоминаются святые образы в окладах с драгоценными камнями, а также иконы в нарядных киотах на сте-нах и столпах собора. Храмовое убранство дополняли произведения золот-ного шитья, резные изделия, драгоценная церковная утварь. Освещали это великолепие шесть больших паникадил.
Многие предметы, украшавшие интерьер Успенского собора, монастырю дарили представители знатных аристократических семей. Великие московские князья, а позднее государи, знатные княжеские и боярские семьи были частыми гостями обители и щедро жертвовали деньги и церковную утварь. Среди них — царь Иван Грозный и его супруга царица Анастасия Романовна, представители княжеской семьи Старицких, бояре Шереметевы, Одоевские и другие. В музейных экспозициях представлены Царские врата, пожалованные в монастырь в XVII веке царём Михаилом Фёдоровичем Романовым. Среди других пожертвований шитые покровы, созданные в великокняжеских мастерских и подаренные в обитель царицами Марией Нагой и Марией Милославской. Серебряные лампады и запрестольный крест — дары царского стольника Ивана Олферьева.
Многие представители русской средневековой знати попали в монастырь не по своей воле, ведь уже с конца XV века удалённый от столицы Кирилло-Белозерский монастырь стал местом ссылки. Тем не менее, они помогали строительству и украшению храмов. Среди них князья Воротынские, друг и советник царя Ивана Грозного Сильвестр, царь Семион Бекбулатович, мос-ковский митрополит Иоасаф и многие другие. Некоторые знатные богомольцы Кириллова монастыря пожелали быть захороненными на его территории.
С 70-х годов XX века в храмовом комплексе периодически проводятся археологические исследования, благодаря которым значительно наши знания об истории собора значительно расширились. Наиболее значимые исследования состоялись в 2010–2012 гг., перед проведением крупномасштабной реставрации всего соборного комплекса.
Первые находки касались материалов, которые в прошлые века использова-лись для покрытия пола в соборе. В слое строительного мусора археологи обнаружили фрагменты плит середины XIX века, более ранние следы пола XVII–XVIII веков, а также мощёный кирпичом «чёрный» пол XVII века. Специ-алисты обнаружили остатки стены западной паперти XVI века и древнего крыльца-входа в собор. Исследования выявили целенаправленное измене-ние ландшафта берега Сиверского озера в XIV и последующих веках.
В Житии Кирилла в чуде «О женщине, слепое око имевшей» есть следующий фрагмент:
«Придя в монастырь, женщина, имевшая слепое око, по заутрени пошла в гробницу, где находился гроб святого Кирилла, и начала со слезами мо-литься».
В ходе раскопок археологи обнаружили следы упомянутой гробницы — де-ревянной постройки над могилой преподобного, а также фрагменты нижних венцов здания деревянной соборной церкви. Это одна из самых ранних находок, она относится к XV веку.
Были также установлены точные границы захоронения основателя монасты-ря. По окончании работ монастырь установил над погребением преподобного позолоченную раку.
Успенский собор и его придельные храмы были почётным местом погребе-ния не только церковных, но и светских деятелей. В ходе археологических работ исследовали многочисленные мужские захоронения XV–XIX веков. Наиболее древние из них появились ещё до строительства каменного здания собора. Захоронения сосредоточены в алтарной части собора и у его южной стены, рядом с местом захоронения Кирилла Белозерского. Среди древнейших погребений уникальное коллективное захоронение пяти человек, расположенное в центральной абсиде храма, неподалёку от могилы Кирилла. Данное погребение соответствует тексту Жития святого, где рассказывается о гибели от эпидемии значительной части братии вскоре после смерти основателя обители. Все захоронения XV века совершены в деревянных колодах, в некоторых случаях обёрнутых берестой. Некоторые из этих колод сохранились так хорошо, что их удалось поднять на поверхность для проведения консервации. Более поздние захоронения делались в саркофагах или гробах, нередко помещённых в кирпичные склепы, что ухудшало сохранность.
В церкви равноапостольного князя Владимира — усыпальнице князей Воро-тынских в ходе археологических исследований 2010 года вскрыли восемь погребений, датированных XVI–XVII веками. Грунтовые погребения соседствовали с кирпичными склепами и саркофагами. Крышка саркофага князя Алексея Ивановича Воротынского в настоящее время хранится в церкви Владимира. Останки представителей княжеского рода на время извлекли из захоронений и отправили в Лабораторию Института этнологии и антропологии РАН для проведения реконструкции лиц и анализа ДНК с целью уточнения генеалогических связей рода. После завершения исследований останки князей вернули на их места в склепах.
Помимо князей Воротынских, близ северной стены Успенского собора упо-коились многие известные священнослужители XVIII века. К захоронениям в деревянных гробах, помещённых в кирпичный склеп, относится могила епи-скопа Пензенского Амвросия Орнатского. Он родился в Череповецком уезде в конце XVIII века, окончил Кирилло-Белозерское духовное училище, затем обучался в Александро-Невской духовной семинарии. Амвросий Орнатский известен как один из самых просвещённых людей своего времени, историк Русской православной церкви, автор семитомного труда «История россий-ской иерархии». В возрасте 46 лет епископ Амвросий подал прошение об от-ставке «с дозволением иметь пребывание в Кирилло-Белозерском монастыре». Три года спустя он скончался и был погребён в Успенском соборе. В за-падной пристройке собора, направо от входа, в стену вмонтирована квад-ратная плита, сообщающая о месте упокоения отца Амврос