Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Аудиоэкскурсия по Успенскому собору»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

История строительства и археологические исследов

1
Открыть в приложении
#1
Успенский Собор. Реконструкция С. Б. Куликова на момент окончания строительства
#2
Первую соборную церковь Кирилло-Белозерского монастыря возвели в начале XV века. В Житие Преподобного Кирилла приводится следующая ис-тория. Когда братия обратилась к Кириллу с просьбой построить церковь для общих собраний, он помолился Богородице, и пришли плотники, хотя их никто не звал. Возведённую церковь посвятили Богородице и Приснодеве Марии.

Первый храм был построен из дерева и располагался на том же холме, где возвышается современный каменный Успенский собор. Деревянная церковь со временем стала разрушаться и перестала вмещать всю братию, поэтому её разобрали и возвели на её месте новую, значительно большую. Её строи-ли на деньги одного из родоначальников династии Романовых вельможи Захарии. К сожалению, во второй половине XV века в монастыре случился пожар, и этот храм сгорел.

Каменный храм начали строить в последнее десятилетие XV века. Уцелевшие монастырские документы гласят, что строительство продлилось 5 месяцев и обошлось в 250 рублей (20 рублей тогда стоил очень хороший боевой конь, а жалование монастырского слуги составляло 2-3 рубля в год). Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря стал одной из первых каменных построек на севере Руси. Раньше него воздвигли Спасо-Преображенский собор в Спасо-Каменном монастыре на Кубенском озере и собор Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре.

Внутреннее убранство было богатым, роскошным и мало чем уступало хра-мам Москвы. Одновременно со строительством каменного храма создали четырёхъярусный иконостас. Иконостас был одним из самых больших на Ру-си и почти полностью сохранился до наших дней, однако две иконы были утрачены. В XVII веке стены собора украсили фресками, которыми можно полюбоваться и сегодня. В описях монастыря упоминаются святые образы в окладах с драгоценными камнями, а также иконы в нарядных киотах на сте-нах и столпах собора. Храмовое убранство дополняли произведения золот-ного шитья, резные изделия, драгоценная церковная утварь. Освещали это великолепие шесть больших паникадил.

Многие предметы, украшавшие интерьер Успенского собора, монастырю дарили представители знатных аристократических семей. Великие московские князья, а позднее государи, знатные княжеские и боярские семьи были частыми гостями обители и щедро жертвовали деньги и церковную утварь. Среди них — царь Иван Грозный и его супруга царица Анастасия Романовна, представители княжеской семьи Старицких, бояре Шереметевы, Одоевские и другие. В музейных экспозициях представлены Царские врата, пожалованные в монастырь в XVII веке царём Михаилом Фёдоровичем Романовым. Среди других пожертвований шитые покровы, созданные в великокняжеских мастерских и подаренные в обитель царицами Марией Нагой и Марией Милославской. Серебряные лампады и запрестольный крест — дары царского стольника Ивана Олферьева.

Многие представители русской средневековой знати попали в монастырь не по своей воле, ведь уже с конца XV века удалённый от столицы Кирилло-Белозерский монастырь стал местом ссылки. Тем не менее, они помогали строительству и украшению храмов. Среди них князья Воротынские, друг и советник царя Ивана Грозного Сильвестр, царь Семион Бекбулатович, мос-ковский митрополит Иоасаф и многие другие. Некоторые знатные богомольцы Кириллова монастыря пожелали быть захороненными на его территории.

С 70-х годов XX века в храмовом комплексе периодически проводятся археологические исследования, благодаря которым значительно наши знания об истории собора значительно расширились. Наиболее значимые исследования состоялись в 2010–2012 гг., перед проведением крупномасштабной реставрации всего соборного комплекса.

Первые находки касались материалов, которые в прошлые века использова-лись для покрытия пола в соборе. В слое строительного мусора археологи обнаружили фрагменты плит середины XIX века, более ранние следы пола XVII–XVIII веков, а также мощёный кирпичом «чёрный» пол XVII века. Специ-алисты обнаружили остатки стены западной паперти XVI века и древнего крыльца-входа в собор. Исследования выявили целенаправленное измене-ние ландшафта берега Сиверского озера в XIV и последующих веках.

В Житии Кирилла в чуде «О женщине, слепое око имевшей» есть следующий фрагмент:

«Придя в монастырь, женщина, имевшая слепое око, по заутрени пошла в гробницу, где находился гроб святого Кирилла, и начала со слезами мо-литься».

В ходе раскопок археологи обнаружили следы упомянутой гробницы — де-ревянной постройки над могилой преподобного, а также фрагменты нижних венцов здания деревянной соборной церкви. Это одна из самых ранних находок, она относится к XV веку.


Были также установлены точные границы захоронения основателя монасты-ря. По окончании работ монастырь установил над погребением преподобного позолоченную раку.

Успенский собор и его придельные храмы были почётным местом погребе-ния не только церковных, но и светских деятелей. В ходе археологических работ исследовали многочисленные мужские захоронения XV–XIX веков. Наиболее древние из них появились ещё до строительства каменного здания собора. Захоронения сосредоточены в алтарной части собора и у его южной стены, рядом с местом захоронения Кирилла Белозерского. Среди древнейших погребений уникальное коллективное захоронение пяти человек, расположенное в центральной абсиде храма, неподалёку от могилы Кирилла. Данное погребение соответствует тексту Жития святого, где рассказывается о гибели от эпидемии значительной части братии вскоре после смерти основателя обители. Все захоронения XV века совершены в деревянных колодах, в некоторых случаях обёрнутых берестой. Некоторые из этих колод сохранились так хорошо, что их удалось поднять на поверхность для проведения консервации. Более поздние захоронения делались в саркофагах или гробах, нередко помещённых в кирпичные склепы, что ухудшало сохранность.

В церкви равноапостольного князя Владимира — усыпальнице князей Воро-тынских в ходе археологических исследований 2010 года вскрыли восемь погребений, датированных XVI–XVII веками. Грунтовые погребения соседствовали с кирпичными склепами и саркофагами. Крышка саркофага князя Алексея Ивановича Воротынского в настоящее время хранится в церкви Владимира. Останки представителей княжеского рода на время извлекли из захоронений и отправили в Лабораторию Института этнологии и антропологии РАН для проведения реконструкции лиц и анализа ДНК с целью уточнения генеалогических связей рода. После завершения исследований останки князей вернули на их места в склепах.

Помимо князей Воротынских, близ северной стены Успенского собора упо-коились многие известные священнослужители XVIII века. К захоронениям в деревянных гробах, помещённых в кирпичный склеп, относится могила епи-скопа Пензенского Амвросия Орнатского. Он родился в Череповецком уезде в конце XVIII века, окончил Кирилло-Белозерское духовное училище, затем обучался в Александро-Невской духовной семинарии. Амвросий Орнатский известен как один из самых просвещённых людей своего времени, историк Русской православной церкви, автор семитомного труда «История россий-ской иерархии». В возрасте 46 лет епископ Амвросий подал прошение об от-ставке «с дозволением иметь пребывание в Кирилло-Белозерском монастыре». Три года спустя он скончался и был погребён в Успенском соборе. В за-падной пристройке собора, направо от входа, в стену вмонтирована квад-ратная плита, сообщающая о месте упокоения отца Амврос
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

История строительства и археологические исследов

1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%