Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «История края с 1589 года до начала XX века»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве
#4
Плитка шестигранная поливная
#3
Архитектура Золотой Орды заимствовала традиционные декоративные приемы из среднеазиатской культуры градостроения. Процесс проникновения в Золотую Орду традиций стран Востока ускорился с принятием ислама в начале 1320-х годов, в период правления хана Узбека.

Под влиянием среднеазиатской архитектуры в Золотую Орду пришли основные виды внешнего декора, к которому относились изразцы, мозаика, а также ганч — с тюркского глиногипс, который отличался большой прочностью и устойчивостью к влажности. Особое место во внешнем облике городов уделялось богатству наружного убранства.

Украшениями общественных зданий: мечетей, дворцов, мавзолеев — служили мозаичные панно. Они располагались на внешних стенах. Сложная композиция составлялась из множества небольших цветных плиток, как та, что представлена в экспозиции Волгоградского областного краеведческого музея.

Прохожие воспринимали эти большие орнаментальные панно как целостные картины. В этом смысле мозаичные панно лучше подходили для декорирования наружных частей стен, чем изразцы с рисунком. Элементы для мозаичных композиций изготавливались в технике поливной керамики. Поливой называлось тонкое стекловидное покрытие на плитке.

Глазурь наносилась только на одну сторону, она могла быть белой, желтой, бирюзовой и даже ультрамариновой. Боковые плоскости таких керамических плиток были скошены и имели пазы: так они лучше скреплялись с известковым раствором, который иногда также выполнял декоративную роль.

Подобные шестигранные поливные плитки производились как из кашина — специальной смеси с добавлением кварцевого песка, — так и на красноглиняной основе. Кашин считался более качественным и дорогим материалом.

Производство кашинной архитектурной керамики в Золотой Орде было местным, кроме того, использовалось собственное сырье. Своеобразие золотоордынских мозаик было в том, что мозаичные элементы дополнительно орнаментировались узорами из золотой фольги на красной основе. Золотоордынский архитектурный декор был изысканнее и богаче своих среднеазиатских прототипов.
#2
Название: Плитка шестигранная поливная
Дата создания: XIII–XIV века
Техника: ручная работа, керамика
Размеры: 17,5×19,7 см
#5
Ганч с орнаментом
#7
В период с 1960-х по 1990-е годы в Советском Союзе, а после в России, происходили широкомасштабные раскопки золотоордынских городищ. В 1993 году в районе поселка Бахтияровка Ленинского района Волгоградской области был обнаружен один из мавзолеев Улус Джучи с оградой шириной полметра.

К более ранним находкам на территории современной Волгоградской области относятся Колобовский курган, который стал известен с 1773 года, Царевское городище — памятник археологии XIV столетия, его изучение велось с XIX века, — городище Зубовка, которое было открыто исследователями в тот же исторический период.

На территории раскопок исследователи обнаружили разнообразные строительные элементы, в том числе ганч. Он был известен как материал, который использовался для создания штукатурки, объемно-пластического декора (резьбы, решеток, других деталей декорирования домов, скульптуры) еще с первых веков нашей эры. Влажный ганч легко поддавался резке и давал возможность разнообразной проработки как низкого, так и высокого рельефа.

Поверхность резного ганча была белой, матовой. Подсохший слой ганча служил основой для росписи. Этот материал был привычен мастерам как в среднеазиатском градостроении, так и в строительстве золотоордынских зданий. Его получали при обжиге сырья, которое содержало гипс и глину. Этот строительный материал археологи часто находят во время раскопов на территории Астраханской и Волгоградской областей.

Так, в 2014 году Волго-Ахтубинская археологическая экспедиция Волгоградского государственного социально-педагогического университета осуществляла разведочные раскопки Водянского городища в окрестностях города Дубовка Волгоградской области. Археологи зафиксировали находки резного ганча, который использовался для украшения внешних стен. 90% находок составили элементы декора — резной ганч, а также мозаичные плитки.

Данный предмет из коллекции Волгоградского областного краеведческого музея был создан в качестве декора в период XIII или XIV столетия. На поверхности отчетливо виден геометрический узор, который составляет композицию из нескольких ромбов.
#6
Название: Ганч с орнаментом
Дата создания: XIII–XIV века
Техника: ручная работа
Размеры: 17×11,5 см
#8
Ганч с орнаментом
#10
В Улус Джучи, как еще называют Золотую Орду, сложилась собственная школа производства архитектурного декора. Она вобрала в себя традиции нескольких стран Ближнего и Среднего Востока. В XIV веке местные ремесленники довели выпуск архитектурных украшений до высокого уровня мастерства. Одним из видов декора в золотоордынской архитектуре стал резной ганч. Это архитектурная деталь, которая предназначалась для украшения стен зданий в Улус Джучи.

Ганчевый декор был представлен резными и штампованными плитками сероватого цвета из особого состава алебастра. Его получали при обжиге сырья, которое содержало гипс и глину. Ганчевые плитки имели резной и ажурный орнамент, ими чаще оформлялись внутренние стены зданий, это отличает их от поливной керамики, которая шла на внешние стены.

Такие элементы архитектурного декора, как ганч и роспись по штукатурке, на золотоордынских городищах встречаются гораздо реже по сравнению с другими декоративными элементами. При помощи ганча оформлялись фризы, делались перегородки.

Архитектурный декор дополняли терракотовые элементы со штампованным орнаментом, резными гипсовыми оконными решетками, накладками на отдельные детали зданий. Основные виды орнаментации ганча: растительный, геометрический, эпиграфический, зооморфный.

Резной ганч украшался ажурным орнаментом в виде кругов и криволинейных фигур. Часто использовался мотив правильных геометрических решеток, который был широко распространен в средневековом мусульманском мире.

Археологи находили резные ганчи и с простыми мотивами сетки из ромбических ячеек. По своей природе ганч в золотоордынской архитектуре являлся более сдержанным по сравнению с разнообразной цветовой гаммой мозаик, майолик и поливной керамики. В результате в золотоордынских городах начали окрашивать ганч в разные цвета и даже покрывать золотом.

Экспонат из собрания Волгоградского областного краеведческого музея представляет собой ганч с геометрическим орнаментом. Исследователям удалось установить, что он был выполнен вручную в период с XIII по XIV век.
#9
Название: Ганч с орнаментом
Дата создания: XIII–XIV века
Техника: глина, ручная работа
Размеры: 14,5×11,5 см
#11
Поливной изразец с арабскими буквами
#13
В начале I тысячелетия гончары Турции и Ирана начали производить майолику. Она представляла собой керамические изделия, которые украшали цветными составами в виде растительных орнаментов, а также покрывали глазурью.

Довольно быстро майолика нашла применение в монументальной архитектуре, особенно зодчестве, городов разных стран азиатского региона. На многих зданиях, которым удалось сохраниться до наших дней с эпохи Средневековья, имеются разнообразные по форме и орнаменту поливные плитки и изразцы.

Чаще всего узоры на них — разнообразные орнаменты синего, бирюзового, ультрамаринового тонов, желтые вставки, белые буквы арабских надписей, желтые и красные цветы, розетки, геометрические фигуры. Они выполнялись мастерами с применением различных красок на основе минералов: синий получался из кобальта, зеленый — из меди, а, например, желтый — из железа.

Нередко общественные и культовые сооружения мусульманских центров украшались мозаикой, которая была выполнена из отдельных элементов. Они отливались из глины в специальных формах, а также выпиливались из керамических досок.

Золотоордынские мастера в процессе создания майолик использовали подглазурную и надглазурную роспись. Подглазурная роспись применялась чаще, она характеризовалась применением прозрачных свинцовых полив, а надглазурная — применением оловянных.

Мусульманская религия в большинстве случаев запрещала изображать человека, поэтому на архитектурной керамике и гончарной посуде получили широкое распространение сложные орнаментальные плетенки из растительных или геометрических элементов.

Нередко такой узор сопровождался эпиграфическим декором, который передавал отрывки из священной книги мусульман — Корана — и восточной поэзии. Такие сакральные надписи ремесленники выполняли каллиграфическим письмом, при этом на арабском языке их начали выводить на плитках со времени принятия ислама при хане Узбеке. Он принадлежал роду Чингизидов, то есть был прямым потомком Чингисхана и жил в период с 1283 по 1341 год. Ханом Золотой Орды Узбек стал в 1313 году.
#12
Название: Поливной изразец с арабскими буквами
Дата создания: XIII–XIV века
Техника: ручная работа, керамика
Размеры: 15,5×12,5 см
#14
Фрагмент поливного изразца
#16
В коллекции Волгоградского областного краеведческого музея представлено несколько десятков осколков изразцов. Одним из уникальных экспонатов является фрагмент поливного изразца с арабскими буквами.

Золотоордынские города Поволжья впитали в себя среднеазиатские традиции градостроения. Под влиянием искусства Средней Азии в таких населенных пунктах сложились собственные обычаи внешней орнаментации зданий. Керамическая плитка стала одним из видов архитектурного декора, который был распространен в Золотой Орде.

В те времена среди прочих видов керамики мастера изготавливали полихромные майолики — это изразцы из цветной обожженной глины с крупнопористым черепком, которые покрывались глазурью. Данный изразец был изготовлен именно таким способом. Поливой или глазурью называли тонкий слой стекловидного покрытия, который наносился на поверхность керамического изделия.

Полихромные изразцы были настоящими произведениями искусства. Общественные здания — мечети, учебные заведения медресе, мавзолеи, дворцы ханов и знати — были богато украшены ими. Наиболее типичными цветами считались различные оттенки синего и голубого, а также белый.

В декоре зданий Золотой Орды применялись в основном глазури без окиси свинца, что придавало им большую устойчивость к погодным условиям. Для создания изделия в технике прозрачной глазури требовалась светлая основа, в качестве которой использовались красная глина и кашин, он получался благодаря соединению мелкого кварцевого песка, белой глины и извести с последующим обжигом при температуре 1000–1200 °C.

Изразец из собрания музея несет на себе фрагмент арабской надписи. Это является свидетельством исламизации Золотой Орды, которая произошла в XIV веке при хане Узбеке (1313–1342 годы). Ученые выяснили, что данный предмет был изготовлен захваченными пленниками.

Обычно арабские надписи использовались для того, чтобы составить с помощью керамических плиток отрывки из Корана и восточной поэзии. Такие сакральные и торжественные надписи выполнялись каллиграфическим куфическим письмом. Растительный орнамент, который сохранился на керамической плитке, связан с символикой ислама.
#15
Название: Фрагмент поливного изразца
Дата создания: XIII–XIV века
Техника: ручная работа, керамика
Размеры: 22,5×28,5 см
#17
Изразец с орнаментом
#19
Экспонат из коллекции Волгоградского областного краеведческого музея представляет собой пример изразца с поливой, которые создавались в период XIII–XIV веков. Осколок керамической плитки лазурного цвета, который был обнаружен исследователями, имеет традиционную для того периода глазировку.

По мнению ученых, данный фрагмент керамики был расписан мастером вручную. При создании плитки он использовал затейливый растительный орнамент. В архитектуре Улус Джучи, более известной как Золотая Орда, в ситуации среднеазиатского влияния, такой узор стал традиционным.

Настенному оформлению зданий с помощью плитки были свойственны цветочные линейные орнаменты и композиции, а также растительные мотивы, которые повторялись будто бы бесконечно. При этом в то время на золотоордынских домах встречались и росписи, в которых авторы выделяли центральную фигуру. Это могли быть листья или стебли. Кроме того, ремесленники могли нанести на плитку геометрический и эпиграфический виды орнамента. Такие способы декорирования были широко распространены.

Для первого из них было характерно наличие геометрических фигур, главным образом трех- или шестиугольных, а также орнамента, который составлялся ремесленниками из ромбов. Второй, эпиграфический, чаще использовался для обрамления композиции и лишь в редких случаях нес основную смысловую нагрузку.

Распространение кашинной керамики в Золотой Орде было связано с использованием прозрачных глазурей, для которых требовалась светлая основа. Данный вид керамических плиток изготавливался из размолотой кремнистой породы, опоки, с добавлением клеящего состава.

В Средней Азии кашинная архитектурная керамика была известна еще с начала XII столетия, а появление ее в Золотой Орде можно рассматривать как следствие влияния хорезмийского керамического производства.

Постепенно в Золотой Орде было налажено собственное производство кашинной архитектурной керамики, которая базировалась на местном сырье. Изразцы в Улус Джучи изготавливались пленными русскими мастерами.
#18
Название: Изразец с орнаментом
Дата создания: XIII–XIV века
Техника: ручная работа, керамика
Размеры: 9×18,5 см
#21
Изразец с мозаикой
#22
Распространение ислама в золотоордынском Поволжье с начала XIV века повлияло на развитие архитектуры и декора. Орнаментальный стиль Улус Джучи в первую очередь испытывал влияние мастеров Средней Азии, Закавказья и Ирана.

В то время в качестве основных элементов золотоордынского декора выступали мозаики и майолики. Они применялись в оформлении фасадов и интерьеров зданий, надгробий. Основу мозаик составляли отдельные элементы плиток из кашина — особой массы на основе кварцевого песка с добавлением глины. В городах Золотой Орды было налажено собственное производство кашинной поливной архитектурной керамики на местном сырье.

Элементы тщательно подгонялись друг к другу и собирались на гладких досках лицевой стороной вниз. Заливка обратной стороны набора осуществлялась жидким раствором гипса. Затем плиту прикрепляли на необходимое место.

Мозаики в основном использовались для облицовки порталов, арок, боковых стен пилонов, внутренних сводов куполов, больших плоскостей стен. Для золотоордынских мозаик характерно применение ультрамаринового, бирюзового, белого, желтого и красного цветов.

В архитектурном орнаменте растительного характера преобладал красный цвет. Растительные узоры в золотоордынских мозаиках были представлены побегами, которые образовывали живописные композиции и не имели повторений. Это особенность отличала их от среднеазиатских аналогов. На мозаиках, которыми оформляли карнизы или бордюры, чередовались растительные и геометрические узоры из разноцветных фрагментов.

Ученым удалось определить, что изразец, который представлен на выставке Волгоградского областного краеведческого музея, был использован при строительстве стен ханского дворца или мечети. Этот образец был найден во время совместной экспедиции Института археологии Академии наук СССР, МГУ и Сталинградского краеведческого музея под руководством Германа Алексеевича Фёдорова-Давыдова. Он являлся специалистом по восточной и русской средневековой нумизматике, археологии и истории Поволжья, а также Средней Азии.
#20
Название: Изразец с мозаикой
Дата создания: XIV век
Техника: ручная работа
Размеры: 55,5×40×18 см
#23
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%