Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Как в старину люди в кремле жили…»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Изразец печной рельефный «муравленый»

Время создания
XVII век
Место создания
Россия
Размер
7,5x6,8x2,8 см
Техника
глина; лепка, обжиг, глазурование
0
Открыть в приложении
#2

В историческом центре Тулы муравленые изразцы находят в культурных слоях середины XVII — начала XVIII века. Это был период расцвета архитектурной керамики: фасады домов и печи покрывали рельефными изразцами. Зеленые глазурованные плитки называли муравлеными — по цвету травы-муравы.

Цветные изразцы появились после терракотовых, сделанных из обожженной красной глины. Так возродилась техника глазурования керамики, которая была утрачена во время татарского нашествия.

Глиняные изразцы стали покрывать глазурью с утилитарной целью — чтобы сделать изделие более долговечным. Постепенно это стало художественным приемом и новой эстетикой.

Расцвет производства муравленых изразцов в России связан с работой приглашенного литовского ремесленника Орнольта Евермера. Он был крупным мастером Московской гончарной слободы и ввел в России термин «кафель» вместо «изразца».

По форме муравленые изразцы отличались от терракотовых: ушла широкая рамка, пластина из квадратной стала прямоугольной, появились разнообразные размеры. В орнаменте муравленых изразцов сочетались геральдические и растительные мотивы, а также сюжетные изображения. Каждый отдельный изразец, как правило, был частью крупной композиции, занимавшей все зеркало печи.

В документах XVII века часто встречаются обозначения «муравленые образцы», «муравленый кирпич», «муравленая черепица», «муравленые печи», «муравленая посуда». По месту крупного производства технику также называли «перовской муравой». Сегодня этот термин относится к производству глиняных игрушек по мотивам славянского эпоса.

Зеленый цвет придают глазури свинец и медь в ее составе. Позднее керамические изделия начали украшать разноцветной оловянной глазурью. Ее называли цениной, отсюда название разноцветных изразцов — ценинные — и самого искусства — ценинное дело.

Гладкие изразцы по типу «голландских кафлей» — белых плиток с синей росписью — появились после того, как Петр I отправил своих мастеров на обучение за границу. В XIX веке производство кафеля встало на поток, и за редким исключением изразцы перестали быть штучным произведением искусства.
#4
Изразец печной рельефный «муравленый»
#3
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Изразец печной рельефный «муравленый»

Время создания
XVII век
Место создания
Россия
Размер
7,5x6,8x2,8 см
Техника
глина; лепка, обжиг, глазурование
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%