В историческом центре Тулы муравленые изразцы находят в культурных слоях середины XVII — начала XVIII века. Это был период расцвета архитектурной керамики: фасады домов и печи покрывали рельефными изразцами. Зеленые глазурованные плитки называли муравлеными — по цвету травы-муравы.
Цветные изразцы появились после терракотовых, сделанных из обожженной красной глины. Так возродилась техника глазурования керамики, которая была утрачена во время татарского нашествия.
Глиняные изразцы стали покрывать глазурью с утилитарной целью — чтобы сделать изделие более долговечным. Постепенно это стало художественным приемом и новой эстетикой.
Расцвет производства муравленых изразцов в России связан с работой приглашенного литовского ремесленника Орнольта Евермера. Он был крупным мастером Московской гончарной слободы и ввел в России термин «кафель» вместо «изразца».
По форме муравленые изразцы отличались от терракотовых: ушла широкая рамка, пластина из квадратной стала прямоугольной, появились разнообразные размеры. В орнаменте муравленых изразцов сочетались геральдические и растительные мотивы, а также сюжетные изображения. Каждый отдельный изразец, как правило, был частью крупной композиции, занимавшей все зеркало печи.
В документах XVII века часто встречаются обозначения «муравленые образцы», «муравленый кирпич», «муравленая черепица», «муравленые печи», «муравленая посуда». По месту крупного производства технику также называли «перовской муравой». Сегодня этот термин относится к производству глиняных игрушек по мотивам славянского эпоса.
Зеленый цвет придают глазури свинец и медь в ее составе. Позднее керамические изделия начали украшать разноцветной оловянной глазурью. Ее называли цениной, отсюда название разноцветных изразцов — ценинные — и самого искусства — ценинное дело.
Гладкие изразцы по типу «голландских кафлей» — белых плиток с синей росписью — появились после того, как Петр I отправил своих мастеров на обучение за границу. В XIX веке производство кафеля встало на поток, и за редким исключением изразцы перестали быть штучным произведением искусства.