Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Массандровский дворец»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Кабинет ея Императорского Величества

0
Открыть в приложении
#1
Кабинет ея Императорского Величества
#5
Декор кабинета выполнен в стиле классицизма. Прямоугольные плоскости стен акцентированы невысоким рельефным багетом.

В центре восточной стены расположен камин темно-коричневого мрамора с парными жирандолями (подсвечниками). В экспозиции представлен мебельный гарнитур XVIII в. работы русских мастеров. На тумбах — подставках — парные декоративные вазы из фарфора XIX в. -изделия фарфоровой мануфактуры г. Мейсона (Германия).
В кабинете размещены живописные портреты членов семьи императора Павла I. Это прекрасно исполненные копии конца XVIII-нач. XIX в. в. с картин кисти Александра Рослина, А. Ризенера, Джорджа Доу.
В отделке верхнего вестибюля этого зала заметен синтез различных архитектурных стилей. Элементы входящего в то время в моду стиля «модерн» прослеживаются в лепной розетте потолка, в оформлении тамбура. Зеркало с консолью и вешалка — необходимые атрибуты прихожих. Привлекает внимание встроенная дубовая вешалка. В ее отделке использована глубокая резьба и выжигание.
#2

Портрет княгини Екатерины Павловны Романовой

#4
На портрете неизвестного художника изображена четвертая дочь Павла I и Марии Фёдоровны. Великая княжна была названа в честь своей знаменитой бабушки, императрицы Екатерины II. Обворожительная Екатерина Павловна Романова (1788, Царское Село — 1819, Штутгарт) — одна из самых ярких звёзд русского двора начала ХIX века. Любимая сестра императора Александра I, по свидетельству современников, сочетала в себе изящную красоту, тонкий ум и немалое честолюбие. В первом браке Екатерина Павловна была замужем за принцем Ольденбургским (1809–1812), во втором стала королевой Вюртемберга (1816–1819).

Изображение перед вами является копией с работы французского художника немецкого происхождения Анри-Франсуа Ризенера (1767–1828). В Россию Ризенер приехал в середине 1810-х годов. Это было благоприятное для любого художника время: портретная живопись была тогда очень востребованным жанром.

Портрет великой княгини Екатерины Павловны Романовой неоднократно копировался и, видимо, расценивался как одно из эталонных изображений знатной модели.

На голове у Екатерины Павловны соломенная шляпка. Угадывается высокая шляпная тулья для убранных на затылок волос по моде тех лет. Лицо обрамляют широкие жёсткие поля, сужающиеся к затылку. На великой княгине платье в стиле ампир. В моде были светлые свободные легкие платья. Их шили с высокой талией, под грудью перехватывали поясом, декорировали воланами и оборками. Вырез декольте делали относительно низкий, квадратный или скругленный, рукава — фонариками. Особую популярность в этот период приобрели шали. На Екатерине Павловне красная шаль с яркой окантовкой.

На портрете кисти Ризенера фоном служит пустынный ландшафт с небольшой постройкой на холме слева вверху и фрагментом водоема справа внизу. Фоновый пейзаж работы неизвестного мастера из собрания Алупкинского музея сильно отличается.

До 1905 года произведение находилось в собрании Воронцовых в Одессе. Картины предполагалось вывезти в связи с опасениями по поводу бомбардировки Одессы во время Крымской войны. Часть живописного собрания Одесского дворца была перевезена в Алупку, в том числе и данный портрет.
#6

Ваза фарфоровая

#7
Перед вами одна из парных фарфоровых ваз XIX века производства Мейсенской мануфактуры. Ваза имеет луковичную форму. Горлышко профилировано желобками. Ручки с позолотой выполнены в виде петель. Декор ручек представляет собой рельефные позолоченные листья и гирлянды.

Изначально фарфор делали только в Китае, он стал результатом долгого развития и усовершенствования керамики. Попытки открыть секрет китайского фарфора в течение почти двух столетий совершали в Италии, Франции и Англии. Однако в результате получались материалы, лишь отдаленно напоминавшие фарфор и более близкие к стеклу.

Европейский фарфор появился лишь в начале XVIII века. Так, в 1710 году была основана первая в Европе фарфоровая мануфактура Мейсен. Секрет изготовления твердого фарфора был разгадан саксонскими учеными — физиком и математиком Эренфридом Вальтером фон Чиринхаузом (1651–1708) и химиком Иоганном Фридрихом Бёттгером (1682–1719).

К 1720-м годам на фабрике уже использовали разнообразную палитру красок, состоящую из шестнадцати цветов. Яркие многоцветные росписи стали применяться в Мейсене директором Иоганном Грегориусом Хёрольдом с 1723 года. Хёрольд улучшил технологию создания красок и самой фарфоровой массы.

Были созданы новые методы декорирования фарфора: изделия покрывали цветной и художественной глазурью, появились яркие краски, которые можно было обжигать. Краски для фарфора смешивали вручную в соответствии с рецептом, который на мануфактуре Мейсен хранился в секрете. В моду вошли изделия с обилием золотых декоров, сочетанием позолоты с росписью.

С середины XIX века формы изделий мануфактуры Meissen были заново переработаны под руководством директора Эрнста Августа Лейтерица. В этот период создаются роскошные вазы, сосуды, лампы. В росписи изделий начинают преобладать пышные цветочные мотивы.

Фарфоровые вазы в XIX веке были неотъемлемыми атрибутами интерьера гостиных, кабинетов, приемных и отражали эстетику и вкусы своего времени. Особым спросом фарфор Meissen пользовался в России.

оль Мейсенской мануфактуры была очень значительна в европейском фарфоровом производстве. Деятельность предприятия, впервые в Европе начавшего выпускать твердый фарфор, определила художественные направления, в которых производство фарфора продолжает развиваться и в наше время.
#8

Портрет Великой княгини Марии Фёдоровны

#9
На этой картине неизвестный художник изобразил великую княгиню Марию Фёдоровну Романову, урожденную Софию Марию Доротею Августу Луизу Вюртембергскую (1759, Штеттин — 1828, Павловск). Она была второй супругой наследника российского престола, впоследствии императора Павла I, матерью императоров Александра I и Николая I.

Портрет поступил из фондов Сумского государственного художественного музея в 1956 году и значился как работа неизвестного мастера. Эта картина является копией с произведения шведского художника эпохи рококо Александра Рослина (1718, Мальмё — 1793, Париж).
#10

Подсвечник настольный на одну свечу

#11
Перед вами настольный подсвечник из бронзы на фигурном стержне. Средняя часть стрежня выполнена в виде декоративной композиции из рокайлей — орнамента в виде причудливых завитков, повторяющих очертания раковины. Основание подсвечника имеет круглую форму, по окружности украшено простым рельефным декором.

Для изготовления подсвечников применялись дерево, кость, стекло и фарфор, однако наиболее распространенным был прочный огнестойкий материал: латунь или бронза. Форма подсвечника менялась вместе с требованиями моды. С развитием и появлением новых стилей в искусстве появлялись новые усложненные детали и декор.

В быту подсвечники из бронзы или латуни появляются примерно с XV века. Подсвечники были неотъемлемой частью письменного стола, а с конца XVIII века — и праздничным украшением. Как правило, подсвечники имели широкое основание и стоян (т. е. вертикальный стержень). Он в свою очередь состоял из профитки для стекающего воска и бобешки — стаканчика со свечой.

В верхней части этого подсвечника также есть бобешка, декорированная простым геометрическим орнаментом. Во французском языке «bobeche» означает «розетку подсвечника», в русской же традиции бобешкой с XIX века называли стаканчик, в который вставляли свечу. Профитка — это своеобразное блюдце для стекания свечного воска. В этом подсвечнике выполнена из светлого металла.

Настольный подсвечник был выполнен по эскизу архитектора Максимилиана Егоровича Месмахера (1842–1906) — русского архитектора немецкого происхождения, академика архитектуры и профессора Академии художеств, автора многочисленных зданий в Москве и Санкт-Петербурге, создателя проекта Массандровского дворца, построенного в 1902 году.

одсвечник был произведен в бронзолитейной мастерской Центрального училища технического рисования им. барона Александра Штиглица в Санкт-Петербурге, директором которого М. Месмахер был в течение двадцати лет (с 1879 по 1896 год). Подсвечник хранился в семье зодчего на протяжении нескольких поколений. В музей этот предмет поступил как дар от правнука архитектора Месмахера — Кондиайна Олега Ярославовича.
#12

Голубой стул

#13
Голубой стул является частью мебельного гарнитура из шестнадцати предметов, поступившего в фонды музея из Государственного Эрмитажа. По своей форме, конституции и украшению мебель является русской работой первой четверти ХIX века.

Мягкая спинка стула окаймлена деревянной профилированной рамой. Раму украшает растительный орнамент накладной резьбы спереди и бусы сбоку. К верхней планке спинки по краям прикреплены два небольших точеных колпачка. Ножки точеные круглые, украшены резными листьями аканта внизу.
Прототипами новых форм являлись изображения античного искусства. В декоре стула легко угадываются мотивы рифленых колонн и аканта (аканфа) — средиземноморского растения, использовавшегося со времен античности как мотив орнаментальной резьбы.

Перед нами пример парадной мебели — с резьбой, окраской и золочением. Мебель окрашивали по левкасу (специальному грунту) масляной краской в белый, светло-розовый, светло-голубой, светло-зеленый и другие цвета, дополняли легкой позолотой. Обивка делалась в тон окраски деревянных частей.

Мебельное искусство первых трех десятилетий века характеризуется развитием стиля русской классики, получившей в этот период название позднего классицизма. Оно было настолько значительно в своем проявлении, что стало одной из блестящих страниц русского декоративного творчества. В то время в России почти не осталось привозной мебели — Екатерина II в XVIII веке запретила ввоз иностранной мебели, что повлекло развитие многочисленных мебельных производств по всей России. Даже помещичьи мастера в усадьбах умели делать изысканную мебель разных стилей.

Мебель позднего классицизма продолжала сохранять строгость классических форм, но новые пропорции и декоративные детали изменили ее облик — линии контура стали легче и изысканней.
Предметы мебели отличали строгость пропорций и уравновешенность членений. В этот период мебель имела прямолинейные, строго уравновешенные формы с умеренной, сдержанной, но изящной отделкой. Все украшения были симметричные, с ритмически повторяющимся орнаментом.
Все эти характерные черты мебельного искусства прошлых лет отражены в экспозиции кабинета Ее Императорского Величества.
#14

Голубой диван

#15
Голубой диван изготовлен в первой четверти XIX века неизвестной мастерской. Диван имеет прямоугольную форму с высокой спинкой. Рама вокруг спинки украшена растительным орнаментом накладной резьбы в виде побега лавровых листьев, имеет навершие в виде планки с резным растительным декором. Локотники и подлокотники сквозные, изогнутой формы, с мягкими подушками. Украшены тем же растительным орнаментом. Ножки точеные, сужающиеся к низу.

Диван по форме и орнаменту накладной резьбы относится к русской работе первой четверти XIX века. Ранее он находился в собрании Государственного Эрмитажа.

Давайте разберемся, почему такой занимательный предмет был изготовлен неизвестными мастерами. В конце XVIII века ввиду экономических соображений и нестабильности международной ситуации Екатерина II вводит блокаду на ввоз иностранной мебели. В России появляются собственные мебельные производства для двора и аристократии. Ими зачастую всё еще руководят иностранные мастера. Поэтому уже в первой трети XIX века западноевропейская мебель в русском искусстве уступает свое ведущее место отечественной. К этому времени в России было уже развито свое мебельное производство. В Москве и Петербурге появился ряд мастерских с лучшими столярами, работавшими по проектам знаменитых архитекторов. Мебельные мастерские находились в таких крупных городах, как Орёл, Ярославль и Тверь.

В помещичьих усадьбах работали свои крепостные мастера. В результате обилие добротных и часто первоклассных по своим художественным достоинствам предметов влилось в русский быт, ликвидировав потребность в привозной мебели.

Мебель позднего классицизма продолжала сохранять строгость форм, но новые пропорции и декоративные детали изменили ее облик: формы русской мебели монументальны, но не громоздки, линии контура легче и изысканней. Прототипами новых форм служили изображения античного искусства.

Мебельное искусство первой трети XIX века характеризуется развитием стиля русской классики, получившей в этот период название позднего классицизма. Оно было настолько значительно в своем проявлении, что стало одной из блестящих страниц русского декоративного творчества.
#16
читать дальшескрыть

Кабинет ея Императорского Величества

0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%