В собрании музея хранится ценная фотография XIX века. Это кабинет-портрет архиепископа Антония, который возглавлял Казанскую и Свияжскую епархию.
Кабинетные портреты завоевали большую популярность с 1870-х годов. Фотоснимки такого типа крепили на картонную основу размером 11 на 17 сантиметров. Этот формат вытеснил прежние маленькие визит-карты, потому что был достаточно большим, чтобы на снимок поместился кабинет или студия фотографа — отсюда и пошло его название.
Владыка Антоний, в миру Яков Амфитеатров, жил в XIX веке. Он родился 15 октября 1815 года в поселке Миасского завода Челябинского уезда — сегодня это город Миасс. Святитель был племянником другого Казанского Архипастыря, святителя Филарета, причисленного к лику святых в 2016 году.
Правление владыки Антония особенно важно для Благовещенского Собора: при его надзоре обновилась храмовая роспись. В 1870-е годы известный художник Сафонов из Владимирской губернии взялся заново украсить храм фресками. Именно владыка Антоний составил подробнейший план композиций, с указанием всех сюжетов и мест их расположения. Он принимал живое участие в процессе и постоянно контролировал работу художника. Эта роспись, отреставрированная в 1999–2005 годы, и сейчас украшает стены собора.
Правление святителя началось в апреле 1867 года. За полгода до этого, 9 ноября 1866 года, указом императора Александра II архиепископ Казанский и Свияжский Афанасий (Соколов) ушел на покой. Владыку Антония перевели на его место, и 16 апреля 1867 года он получил сан архиепископа.
Первые годы правления Антония пришлись на время «Великих реформ». В то время многое изменилось: внедрялся новый устав духовных учебных заведений 1867 года, пересматривались штаты приходских церквей. Государство повысило жалованье духовенству и наделило каждый причт (группу священников одного храма) землей — минимум по 33 десятины. Но при этом правительство сократило количество самих работников и запретило практику наследования должностей сыновьями и зятьями. Все это потребовало от архиерея огромной работы и дипломатических способностей, но он сумел провести реформы в Казанской епархии без осложнений или напряженных конфликтов.
Архиепископа Антония часто обвиняли лишь в одном: он ревностно относился к богослужениям и строго следил за тем, чтобы службы совершались по уставу, поэтому коллеги упрекали его в излишнем рвении.
Важно, что в годы его правления в Казанской епархии открылись два новых монастыря: мужской Михаило-Архангельский черемисский в Козьмодемьянском уезде и женский Успенский в Чистополе. Также в 1879 году по его инициативе Казань торжественно отпраздновала 300-летие обретения Казанской иконы Божией Матери.
Кабинетные портреты завоевали большую популярность с 1870-х годов. Фотоснимки такого типа крепили на картонную основу размером 11 на 17 сантиметров. Этот формат вытеснил прежние маленькие визит-карты, потому что был достаточно большим, чтобы на снимок поместился кабинет или студия фотографа — отсюда и пошло его название.
Владыка Антоний, в миру Яков Амфитеатров, жил в XIX веке. Он родился 15 октября 1815 года в поселке Миасского завода Челябинского уезда — сегодня это город Миасс. Святитель был племянником другого Казанского Архипастыря, святителя Филарета, причисленного к лику святых в 2016 году.
Правление владыки Антония особенно важно для Благовещенского Собора: при его надзоре обновилась храмовая роспись. В 1870-е годы известный художник Сафонов из Владимирской губернии взялся заново украсить храм фресками. Именно владыка Антоний составил подробнейший план композиций, с указанием всех сюжетов и мест их расположения. Он принимал живое участие в процессе и постоянно контролировал работу художника. Эта роспись, отреставрированная в 1999–2005 годы, и сейчас украшает стены собора.
Правление святителя началось в апреле 1867 года. За полгода до этого, 9 ноября 1866 года, указом императора Александра II архиепископ Казанский и Свияжский Афанасий (Соколов) ушел на покой. Владыку Антония перевели на его место, и 16 апреля 1867 года он получил сан архиепископа.
Первые годы правления Антония пришлись на время «Великих реформ». В то время многое изменилось: внедрялся новый устав духовных учебных заведений 1867 года, пересматривались штаты приходских церквей. Государство повысило жалованье духовенству и наделило каждый причт (группу священников одного храма) землей — минимум по 33 десятины. Но при этом правительство сократило количество самих работников и запретило практику наследования должностей сыновьями и зятьями. Все это потребовало от архиерея огромной работы и дипломатических способностей, но он сумел провести реформы в Казанской епархии без осложнений или напряженных конфликтов.
Архиепископа Антония часто обвиняли лишь в одном: он ревностно относился к богослужениям и строго следил за тем, чтобы службы совершались по уставу, поэтому коллеги упрекали его в излишнем рвении.
Важно, что в годы его правления в Казанской епархии открылись два новых монастыря: мужской Михаило-Архангельский черемисский в Козьмодемьянском уезде и женский Успенский в Чистополе. Также в 1879 году по его инициативе Казань торжественно отпраздновала 300-летие обретения Казанской иконы Божией Матери.