Головной убор татарки состоял из трех обязательных частей. Нижние основные уборы (волосники) использовались, чтобы собрать и закрыть волосы. Женщины в браке должны были закрывать все волосы и спину, поэтому в головные уборы всегда включались волосники и покрывала. У девушек косы находились на спине и оставались открытыми или прикрывались специальным украшением («чеч тенкесе»). Основные (средние) уборы — покрывала — больше характерны для пожилых женщин. Они были различными по форме: треугольные, квадратные, полотенцеобразные. Верхние головные уборы надевались поверх покрывал, прочно удерживая их на голове. Это были разнообразные повязки, платки и шапки. На голову незамужние девушки надевали шапку или калфак, которые носили с косами. Он надевался на голову в комплекте со специальной повязкой-украшением («ука чачак»), а конусообразный конец с кисточкой откидывался назад или набок.
Калфак — национальный головной убор, неотъемлемая часть классического национального татарского костюма. Богато украшался вышивкой, расшивался золотыми и серебряными нитями, бисером.
С ХIХ века в орнаментации калфаков широкое применение получает белый, реже — цветной бисер. К середине ХIХ века калфаки становятся короче, изящнее, исчезают тяжелые кисти и бахрома. Большую декоративную функцию берет на себя твердый прямоугольный околышек. Часто такие калфачки носились под платком или шалью. Постепенно золотошвейные калфачки с твердым околышком приобретают уменьшенную форму. Калфак уже не надевается на голову, а является лишь своеобразным украшением.
В начале XX века среди татарских женщин, в большей степени у интеллигенции и горожан, распространилась европейская форма одежды, однако калфак, несмотря на уменьшение в размерах, остался традиционным головным убором, подчеркивавшим национальность женщины. В советское время калфак перестал быть повседневным головным убором и стал надеваться лишь на праздники или в качестве элемента национального сценического костюма. Маленькие калфачки в наши дни популярны лишь на сцене, зато полюбились калфаки типа тюбетеек — такыя, поверх которых также можно носить шаль или платок.
Калфак, представленный в экспозиции выставки, — это мягкая шапочка полусферической формы из красного бархата, на макушке — вышивка растительного мотива, в налобной части по нижнему краю — бордюр из волнообразно расположенных веточек.
Калфак — национальный головной убор, неотъемлемая часть классического национального татарского костюма. Богато украшался вышивкой, расшивался золотыми и серебряными нитями, бисером.
С ХIХ века в орнаментации калфаков широкое применение получает белый, реже — цветной бисер. К середине ХIХ века калфаки становятся короче, изящнее, исчезают тяжелые кисти и бахрома. Большую декоративную функцию берет на себя твердый прямоугольный околышек. Часто такие калфачки носились под платком или шалью. Постепенно золотошвейные калфачки с твердым околышком приобретают уменьшенную форму. Калфак уже не надевается на голову, а является лишь своеобразным украшением.
В начале XX века среди татарских женщин, в большей степени у интеллигенции и горожан, распространилась европейская форма одежды, однако калфак, несмотря на уменьшение в размерах, остался традиционным головным убором, подчеркивавшим национальность женщины. В советское время калфак перестал быть повседневным головным убором и стал надеваться лишь на праздники или в качестве элемента национального сценического костюма. Маленькие калфачки в наши дни популярны лишь на сцене, зато полюбились калфаки типа тюбетеек — такыя, поверх которых также можно носить шаль или платок.
Калфак, представленный в экспозиции выставки, — это мягкая шапочка полусферической формы из красного бархата, на макушке — вышивка растительного мотива, в налобной части по нижнему краю — бордюр из волнообразно расположенных веточек.