Если рассматривать период с конца XVII до начала ХХ века, то форма, размеры, орнаментация калфаков, впрочем, как и весь национальный татарский костюм, постоянно менялись. Изначально калфак был мягким тканевым, вязаным или замшевым колпаком простой формы, который надевался на всю голову. С ХVII века в орнаментации калфаков стала широко использоваться синель (вышивка мохнатой ниткой, узор получается мягкий, ворсовый) в сочетании с блестками, а также ушковая техника, когда рельефные многооттеночные крупные элементы цветов делались из мелких кусочков ткани, из свернутого уголком («ушком») кусочка атласной ленты. Результат при этом выходил удивительный: махровые цветы выглядели объемными и почти настоящими! Затем появляются большие бархатные калфаки с крупным золотошвейным узором и бахромой, свисающей до самых плеч.
С ХIХ века в орнаментации калфаков широкое применение получает белый, реже цветной бисер. К середине ХIХ века калфаки становятся короче, изящнее, исчезают тяжелые кисти и бахрома. Часто такие укороченные калфачки носили под платком или шалью. Большую декоративную функцию берет на себя твердый прямоугольный околышек. Постепенно золотошвейные калфачки с твердым околышком приобретают уменьшенную форму. Калфак уже не надевается на голову, а является лишь своеобразным украшением.
В начале XX века городские татарские женщины стали носить европейскую одежду, однако калфак, несмотря на уменьшение в размерах, оставался традиционным головным убором, подчеркивавшим национальность. В советское время калфак стал надеваться лишь на праздники или в качестве элемента национального сценического костюма, а со временем и вовсе превратился практически в аксессуар — заколку. Татарские девушки до сих пор его носят, правда, сейчас он куда меньше.
Маленькие калфачки в наши дни популярны лишь на сцене, зато полюбились калфаки типа тюбетеек — такыя, поверх которых также можно носить шаль или платок. Калфак имеет несколько разных форм, среди которых наиболее популярными являются калфак в виде тюбетейки и калфак с заостренным концом.
С ХIХ века в орнаментации калфаков широкое применение получает белый, реже цветной бисер. К середине ХIХ века калфаки становятся короче, изящнее, исчезают тяжелые кисти и бахрома. Часто такие укороченные калфачки носили под платком или шалью. Большую декоративную функцию берет на себя твердый прямоугольный околышек. Постепенно золотошвейные калфачки с твердым околышком приобретают уменьшенную форму. Калфак уже не надевается на голову, а является лишь своеобразным украшением.
В начале XX века городские татарские женщины стали носить европейскую одежду, однако калфак, несмотря на уменьшение в размерах, оставался традиционным головным убором, подчеркивавшим национальность. В советское время калфак стал надеваться лишь на праздники или в качестве элемента национального сценического костюма, а со временем и вовсе превратился практически в аксессуар — заколку. Татарские девушки до сих пор его носят, правда, сейчас он куда меньше.
Маленькие калфачки в наши дни популярны лишь на сцене, зато полюбились калфаки типа тюбетеек — такыя, поверх которых также можно носить шаль или платок. Калфак имеет несколько разных форм, среди которых наиболее популярными являются калфак в виде тюбетейки и калфак с заостренным концом.