В коллекции Ембаевского музея особое место занимает витрина с разнообразными формами калфаков.
Калфак — татарский девичий и женский головной убор. Очень популярными считались именно те модели, которые были выполнены в двух цветах и изготавливались из отдельных полосок бархата. Именно благодаря такой вариации головного убора татарок до наших дней дошла ушковая техника тканевой аппликации: кусочки цветной материи особым образом складываются в небольшие треугольные «ушки», а потом сшиваются между собой в форму цветка или бутона; в сердцевине такого цветка обычно располагались блестки и жемчуг. При всем этом разнообразии, несмотря на яркость декорирования калфака, важно понимать, что он никогда не был самостоятельным головным убором татарской девушки. Калфак сохранял функцию нижнего головного убора: он всегда надевался или укреплялся на волосы (ближе ко лбу) и сверху покрывался платком. Замужние женщины носили калфак в качестве самостоятельного головного убора только в пределах семейного круга или круга женщин.
Со второй половины XIX века в городах и близлежащих к ним районах входят в моду бархатные калфаки с твердым околышем. В начале XX века калфак в сочетании с фабричным платком был национальным головным убором татарок.
Калфаки различаются по размерам, в том числе по ширине околыша, цвету, декоративному оформлению. Татарским девушкам мастерство техники шитья калфаков с давних времен передавали бабушки из поколения в поколение.
Представленный в экспозиции калфак в дар музею преподнесла Фаниса Максудовна Зиннатуллина, жительница деревни Муллаши Тюменской области. Головной убор сшит из бархата и состоит из двух частей — мягкого верха и твердого околыша. Верхняя часть имеет непропорциональную форму. Лицевая сторона выполнена из бархата темно-коричневого цвета, оборотная — из темно-красного бархата с прошитыми строчными нитями. С изнаночной стороны калфака — подкладочная ткань из ситца зеленого цвета. Околыш декорирован растительным орнаментом в виде желтых чередующихся лепестков в технике золотного шитья и вкрапления пайеток.
Калфак — татарский девичий и женский головной убор. Очень популярными считались именно те модели, которые были выполнены в двух цветах и изготавливались из отдельных полосок бархата. Именно благодаря такой вариации головного убора татарок до наших дней дошла ушковая техника тканевой аппликации: кусочки цветной материи особым образом складываются в небольшие треугольные «ушки», а потом сшиваются между собой в форму цветка или бутона; в сердцевине такого цветка обычно располагались блестки и жемчуг. При всем этом разнообразии, несмотря на яркость декорирования калфака, важно понимать, что он никогда не был самостоятельным головным убором татарской девушки. Калфак сохранял функцию нижнего головного убора: он всегда надевался или укреплялся на волосы (ближе ко лбу) и сверху покрывался платком. Замужние женщины носили калфак в качестве самостоятельного головного убора только в пределах семейного круга или круга женщин.
Со второй половины XIX века в городах и близлежащих к ним районах входят в моду бархатные калфаки с твердым околышем. В начале XX века калфак в сочетании с фабричным платком был национальным головным убором татарок.
Калфаки различаются по размерам, в том числе по ширине околыша, цвету, декоративному оформлению. Татарским девушкам мастерство техники шитья калфаков с давних времен передавали бабушки из поколения в поколение.
Представленный в экспозиции калфак в дар музею преподнесла Фаниса Максудовна Зиннатуллина, жительница деревни Муллаши Тюменской области. Головной убор сшит из бархата и состоит из двух частей — мягкого верха и твердого околыша. Верхняя часть имеет непропорциональную форму. Лицевая сторона выполнена из бархата темно-коричневого цвета, оборотная — из темно-красного бархата с прошитыми строчными нитями. С изнаночной стороны калфака — подкладочная ткань из ситца зеленого цвета. Околыш декорирован растительным орнаментом в виде желтых чередующихся лепестков в технике золотного шитья и вкрапления пайеток.