#1
Камилавка, Распятие, Риза священника из парчевой ткани
#2
#15
Камилавка
#4
Камилавка в православной церкви — высокий головной убор без полей, на жесткой картонной основе. Он имеет форму цилиндра и слегка расширяется кверху. Название произошло от греческого слова, которое означало «верблюд»: первые такие шапочки изготавливали из верблюжьей шерсти.
Камилавка — часть повседневного облачения монахов-священников. Символически ее ассоциируют с терновым венцом Христа. Чаще всего встречаются головные уборы черного цвета, но бывают и другие тона: например, митрополиты носят белые шапочки такого типа.
Камилавку из коллекции Архиерейского дома изготовили из черной ворсовой ткани, изнанку подшили темно-коричневым материалом. Чтобы головной убор сохранял форму, внутрь поместили картонный каркас, донце тоже сделали жестким.
Первые камилавки у православных священнослужителей появились в XVII веке и заменили собой скуфьи — мягкие головные уборы, поверх которых иногда носили капюшон-клобук. Защитники старых традиций выступали против нововведения, которое русские переняли у греков, но постепенно камилавка стала обычной частью облачения. А в 1798 году такой головной убор отнесли к числу церковных наград: фиолетовую камилавку вручали за особые заслуги и усердное религиозное служение. Для белого, то есть не монашествующего духовенства это была единственная возможность получить такой убор: во всех остальных случаях он полагался только монахам.
Во время богослужения священники почти все время находятся в храме с покрытыми головами. Снимают они камилавки только в самые торжественные моменты: когда готовят хлеб и вино для причастия, читают Евангелие, возносят хвалебные песнопения Христу или Богородице. Головной убор в таких случаях откладывают в сторону или держат в левой руке — это зависит от конкретного момента литургии. Все эти правила прописаны в уставе священнослужителей и строго соблюдаются на каждой службе.
Повседневные камилавки обшивают черным крепом — тканью, которая почти не мнется и долго сохраняет аккуратный внешний вид. Сзади к ней подшивают наметку — длинное черное покрывало, которое спускается на спину.
Камилавка — часть повседневного облачения монахов-священников. Символически ее ассоциируют с терновым венцом Христа. Чаще всего встречаются головные уборы черного цвета, но бывают и другие тона: например, митрополиты носят белые шапочки такого типа.
Камилавку из коллекции Архиерейского дома изготовили из черной ворсовой ткани, изнанку подшили темно-коричневым материалом. Чтобы головной убор сохранял форму, внутрь поместили картонный каркас, донце тоже сделали жестким.
Первые камилавки у православных священнослужителей появились в XVII веке и заменили собой скуфьи — мягкие головные уборы, поверх которых иногда носили капюшон-клобук. Защитники старых традиций выступали против нововведения, которое русские переняли у греков, но постепенно камилавка стала обычной частью облачения. А в 1798 году такой головной убор отнесли к числу церковных наград: фиолетовую камилавку вручали за особые заслуги и усердное религиозное служение. Для белого, то есть не монашествующего духовенства это была единственная возможность получить такой убор: во всех остальных случаях он полагался только монахам.
Во время богослужения священники почти все время находятся в храме с покрытыми головами. Снимают они камилавки только в самые торжественные моменты: когда готовят хлеб и вино для причастия, читают Евангелие, возносят хвалебные песнопения Христу или Богородице. Головной убор в таких случаях откладывают в сторону или держат в левой руке — это зависит от конкретного момента литургии. Все эти правила прописаны в уставе священнослужителей и строго соблюдаются на каждой службе.
Повседневные камилавки обшивают черным крепом — тканью, которая почти не мнется и долго сохраняет аккуратный внешний вид. Сзади к ней подшивают наметку — длинное черное покрывало, которое спускается на спину.
#5
Полное наименование предмета: Камилавка — головной убор священника
Дата создания: XIX век
Техника: шитье
Место создания: Россия
Владелец коллекции: Архиерейский дом
Размеры: 23×19 см
Дата создания: XIX век
Техника: шитье
Место создания: Россия
Владелец коллекции: Архиерейский дом
Размеры: 23×19 см
Номер в Госкаталоге: 12452205
#7
Распятие
#16
Распятие
#9
Резную деревянную скульптуру «Распятие» изготовил неизвестный мастер в конце XVIII или начале XIX столетия. С лицевой стороны композиция объемная, оборот у нее плоский: вероятно, скульптуру ставили вплотную к стене или подвешивали. Основание выполнено в виде невысокого каменистого холма и символизирует Голгофу — гору, на которой, по Священному Писанию, распяли Иисуса Христа.
Крест в композиции восьмиконечный — это самый частый вариант в православии. Считается, что, кроме двух основных перекладин, орудие казни Христа имело еще две короткие, дополнительные: косая располагалась внизу, под ногами Спасителя, а прямую прибили над его головой. На нее поместили табличку с надписью на трех языках: «Иисус Назорей, царь Иудейский». Свиток с первыми буквами этой фразы автор скульптуры поместил над головой Христа.
Сам образ Иисуса выполнен в технике мелкой пластики. В отличие от большинства храмовых скульптур XVIII века, где детали намечали лишь условно, автор этой работы постарался максимально точно передать анатомические подробности. У его Христа тонкие руки, впалый живот, ребра проступают сквозь кожу. Голова Иисуса склонена вниз, глаза закрыты. Бедра прикрывает широкая полоса белой ткани: мастер тонким резцом наметил на ней складки. Алой краской изображены капли крови, которые стекают из ран на ладонях, ступнях, голове и под ребрами.
Деревянная православная скульптура была особенно популярна на северных территориях России. В отличие от иконописи, персонажей в ней было намного меньше: чаще всего резчики изображали Иисуса в темнице или на кресте, Богоматерь, Иоанна Богослова, Николая Угодника. Встречались и изваяния местных сибирских святых: митрополита Филарета, святителей Иоанна, Иннокентия, Филофея и других.
В некоторых губерниях принято было придавать скульптурам не традиционные византийские черты, а внешность тех коренных народов, которые там жили. До наших дней сохранились фигуры Христа с ярко выраженными башкирскими или коми-пермяцкими чертами.
Одеяния скульптур чаще всего вырезали из дерева, цельной деталью. Но иногда прихожане украшали их сами, шили детали одежды, обувь, жертвовали церкви драгоценные венцы для изваяний.
Крест в композиции восьмиконечный — это самый частый вариант в православии. Считается, что, кроме двух основных перекладин, орудие казни Христа имело еще две короткие, дополнительные: косая располагалась внизу, под ногами Спасителя, а прямую прибили над его головой. На нее поместили табличку с надписью на трех языках: «Иисус Назорей, царь Иудейский». Свиток с первыми буквами этой фразы автор скульптуры поместил над головой Христа.
Сам образ Иисуса выполнен в технике мелкой пластики. В отличие от большинства храмовых скульптур XVIII века, где детали намечали лишь условно, автор этой работы постарался максимально точно передать анатомические подробности. У его Христа тонкие руки, впалый живот, ребра проступают сквозь кожу. Голова Иисуса склонена вниз, глаза закрыты. Бедра прикрывает широкая полоса белой ткани: мастер тонким резцом наметил на ней складки. Алой краской изображены капли крови, которые стекают из ран на ладонях, ступнях, голове и под ребрами.
Деревянная православная скульптура была особенно популярна на северных территориях России. В отличие от иконописи, персонажей в ней было намного меньше: чаще всего резчики изображали Иисуса в темнице или на кресте, Богоматерь, Иоанна Богослова, Николая Угодника. Встречались и изваяния местных сибирских святых: митрополита Филарета, святителей Иоанна, Иннокентия, Филофея и других.
В некоторых губерниях принято было придавать скульптурам не традиционные византийские черты, а внешность тех коренных народов, которые там жили. До наших дней сохранились фигуры Христа с ярко выраженными башкирскими или коми-пермяцкими чертами.
Одеяния скульптур чаще всего вырезали из дерева, цельной деталью. Но иногда прихожане украшали их сами, шили детали одежды, обувь, жертвовали церкви драгоценные венцы для изваяний.
#10
Полное наименование предмета: Распятие
Дата создания: конец XVIII — начало XIX века
Техника: резьба, раскраска
Дата создания: конец XVIII — начало XIX века
Техника: резьба, раскраска
Владелец коллекции: Архиерейский дом
Размеры: 68×33×4,5 см
Номер в Госкаталоге: 12228641
#11
Риза священника из парчевой ткани
#17
Риза священника из парчевой ткани
#13
Ризой, или фелонью называют традиционное верхнее облачение православных священников, которое те надевают перед богослужением. Оно представляет собой накидку в форме колокола, без рукавов. В Русской православной церкви принято, чтобы риза имела высокий стоячий ворот. Сзади она длинная и спускается ниже колен, спереди доходит только до пояса. Встречается и так называемая малая фелонь, короткая со всех сторон: ее надевают только при посвящении в церковнослужители.
Ризу из собрания Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника сшили из парчовой ткани на основе красного шелка. Такой материал не мялся, долго не изнашивался, выглядел торжественно. Поверхность ризы заткана золотыми и серебряными нитями, которые образуют сложный орнамент: растительные узоры, четырехконечные кресты и ромбы. На спине накидки располагается равносторонний крест с четырьмя концами. Снизу риза обшита золотой каймой.
В православии фелонь символизирует подобие брони из веры, любви и праведности, в которую, как считается, облачен каждый истинный христианин. Цвет облачений меняется в зависимости от повода, по которому совершают богослужение. В Рождество Христово, Крещение, Преображение и Вознесение священники надевают белые ризы. В дни Великого поста, который длится с Масленицы до Пасхи, принято черное одеяние. На службах в честь праздников Богородицы священнослужители носят голубые ризы: этот цвет традиционно ассоциируют с Божией Матерью, он олицетворяет ее чистоту и невинность. Главным праздничным цветом в православии считается красный. Он символизирует жизнь, поэтому одежды такого оттенка приняты в пасхальных богослужениях.
Накидку надевают поверх подризника — длинного просторного одеяния, чаще всего белого. Облачение священника дополняют поручи — разновидность нарукавников, епитрахиль — длинная широкая лента на шее, пояс из той же ткани, что и риза, и наперсный крест. Одеяние также дополняют церковными наградами — набедренником, камилавкой, палицей или митрой. Облачения священников обычно хранятся в алтаре, иногда для них отводят в храме отдельное помещение — ризничную.
Ризу из собрания Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника сшили из парчовой ткани на основе красного шелка. Такой материал не мялся, долго не изнашивался, выглядел торжественно. Поверхность ризы заткана золотыми и серебряными нитями, которые образуют сложный орнамент: растительные узоры, четырехконечные кресты и ромбы. На спине накидки располагается равносторонний крест с четырьмя концами. Снизу риза обшита золотой каймой.
В православии фелонь символизирует подобие брони из веры, любви и праведности, в которую, как считается, облачен каждый истинный христианин. Цвет облачений меняется в зависимости от повода, по которому совершают богослужение. В Рождество Христово, Крещение, Преображение и Вознесение священники надевают белые ризы. В дни Великого поста, который длится с Масленицы до Пасхи, принято черное одеяние. На службах в честь праздников Богородицы священнослужители носят голубые ризы: этот цвет традиционно ассоциируют с Божией Матерью, он олицетворяет ее чистоту и невинность. Главным праздничным цветом в православии считается красный. Он символизирует жизнь, поэтому одежды такого оттенка приняты в пасхальных богослужениях.
Накидку надевают поверх подризника — длинного просторного одеяния, чаще всего белого. Облачение священника дополняют поручи — разновидность нарукавников, епитрахиль — длинная широкая лента на шее, пояс из той же ткани, что и риза, и наперсный крест. Одеяние также дополняют церковными наградами — набедренником, камилавкой, палицей или митрой. Облачения священников обычно хранятся в алтаре, иногда для них отводят в храме отдельное помещение — ризничную.
#14
Полное наименование предмета: Риза священника из парчевой ткани
Дата создания: XIX век
Техника: машинная работа, золотное шитье
Место создания: Леуши, Кондинский район
Владелец коллекции: Архиерейский дом
Дата создания: XIX век
Техника: машинная работа, золотное шитье
Место создания: Леуши, Кондинский район
Владелец коллекции: Архиерейский дом
Размеры: Длина — 135 см
Номер в Госкаталоге: 3495160
#19
Министерство культуры РФ
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
0

Открыть в приложении
Поделиться