Морские охотники — приморскиечукчии азиатскиеэскимосы — устраивали праздники в честь духов и других мифологических персонажей, от которых как они считали, зависело их благополучие. Праздники были связаны с сезонными особенностями хозяйственной деятельности и составляли годовой цикл. Целью праздников было умилостивление духов и обеспечение их покровительства. Годовой цикл праздников морских зверобоев начинался ранней осенью поминальными жертвоприношением умершим и жертвоприношением морю для получения удачи в зимнем промысле.
Главным годовым праздником был праздник, посвященныйКереткуну , который, по представлениючукчейи азиатскихэскимосов,был главой всех морских существ и хозяином морских зверей. Праздник проводился поздней осенью или в начале зимы и был праздником благодарности духам морских зверей, ставших добычей в осенний охотничий сезон.
ПраздникКереткунаустраивался каждой семьей и длился от двух до пяти дней. Большие пиры, длившиеся несколько дней и привлекающие большое количество гостей, могли устраивать только богатые семьи. Праздничные действа проходили в яранге, которая специально украшалась для этой цели. Растягивалась ритуальная сетьКереткуна , сплетенная из сухожилий, к которой подвешивались маленькие ритуальные весла и изображения птиц. На землю клали несколько моржовых или тюленьих голов, которые представляли всех убитых зверей, убитых в течение осени. На особом месте ставили и зажигали лампу, наполненную лучшим жиром. Предполагалась, чтоКереткунсадится на эту лампу и пребывает там в течении всего праздника.
Во время праздника совершались жертвоприношения, происходило пиршество, мужчины и женщины по очереди исполняли обрядовые танцы, пели и били в бубен. Участники обменивались подарками. В конце праздника изображениеКереткунасжигали, ярангу тщательно выметали, а мусор и остатки жертвоприношений собирали и бросали в море. Считалось, что таким образом возвращают всех зверей, убитых за время праздника.
Вся представленная одежда изображаетКереткуна . Праздничные одеяния жителей приморских поселков должны были во всем подражать одежде хозяина морских зверей.
Главным годовым праздником был праздник, посвященныйКереткуну , который, по представлениючукчейи азиатскихэскимосов,был главой всех морских существ и хозяином морских зверей. Праздник проводился поздней осенью или в начале зимы и был праздником благодарности духам морских зверей, ставших добычей в осенний охотничий сезон.
ПраздникКереткунаустраивался каждой семьей и длился от двух до пяти дней. Большие пиры, длившиеся несколько дней и привлекающие большое количество гостей, могли устраивать только богатые семьи. Праздничные действа проходили в яранге, которая специально украшалась для этой цели. Растягивалась ритуальная сетьКереткуна , сплетенная из сухожилий, к которой подвешивались маленькие ритуальные весла и изображения птиц. На землю клали несколько моржовых или тюленьих голов, которые представляли всех убитых зверей, убитых в течение осени. На особом месте ставили и зажигали лампу, наполненную лучшим жиром. Предполагалась, чтоКереткунсадится на эту лампу и пребывает там в течении всего праздника.
Во время праздника совершались жертвоприношения, происходило пиршество, мужчины и женщины по очереди исполняли обрядовые танцы, пели и били в бубен. Участники обменивались подарками. В конце праздника изображениеКереткунасжигали, ярангу тщательно выметали, а мусор и остатки жертвоприношений собирали и бросали в море. Считалось, что таким образом возвращают всех зверей, убитых за время праздника.
Вся представленная одежда изображаетКереткуна . Праздничные одеяния жителей приморских поселков должны были во всем подражать одежде хозяина морских зверей.