Портрет, представленный в экспозиции, описан в документах музея как портрет неизвестной женщины неизвестного художника. Датируется приблизительно серединой XIX века. Возможно, этот портрет был приобретен Сергеем Николаевичем Сергеевым-Ценским на одной из южнобережных дач Профессорского уголка.
В конце XIX — начале ХХ века владельцы дач старались украсить свои дачи оригинальными и уникальными предметами, потому что их посещали представители научной и творческой элиты России. Когда в начале 1920-х годов владельцы дач распродавали предметы декоративного и художественного творчества, Сергеев-Ценский приобретал для своей дачи в Алуште предметы мебели и картины.
По устному свидетельству, переданному от Сергеева-Ценского, на портрете, возможно, изображена княжна Нина Чавчавадзе, супруга Александра Сергеевича Грибоедова. Этот портрет мог написать Сергей Константинович Зарянко, русский живописец, представитель венецианской школы, один из крупнейших мастеров реалистического портрета середины XIX века.
В XIX столетии в Российской империи одновременно работали такие мастера, как Николай Ге, Василий Перов, Иван Крамской, Николай Ярошенко, Илья Репин, Виктор Васнецов, Василий Суриков. Никогда еще в живописи не было написано такого значительного количества портретов выдающихся прогрессивных деятелей эпохи, причем в каждом из этих портретов можно увидеть печать исторической эпохи и ясные черты национальности.
Сергей Николаевич много читал произведения писателей-классиков. В статье «Творческий путь Сергеева-Ценского» В. Козлова и Ф. Путнина рассказывается:
В конце XIX — начале ХХ века владельцы дач старались украсить свои дачи оригинальными и уникальными предметами, потому что их посещали представители научной и творческой элиты России. Когда в начале 1920-х годов владельцы дач распродавали предметы декоративного и художественного творчества, Сергеев-Ценский приобретал для своей дачи в Алуште предметы мебели и картины.
По устному свидетельству, переданному от Сергеева-Ценского, на портрете, возможно, изображена княжна Нина Чавчавадзе, супруга Александра Сергеевича Грибоедова. Этот портрет мог написать Сергей Константинович Зарянко, русский живописец, представитель венецианской школы, один из крупнейших мастеров реалистического портрета середины XIX века.
В XIX столетии в Российской империи одновременно работали такие мастера, как Николай Ге, Василий Перов, Иван Крамской, Николай Ярошенко, Илья Репин, Виктор Васнецов, Василий Суриков. Никогда еще в живописи не было написано такого значительного количества портретов выдающихся прогрессивных деятелей эпохи, причем в каждом из этих портретов можно увидеть печать исторической эпохи и ясные черты национальности.
Сергей Николаевич много читал произведения писателей-классиков. В статье «Творческий путь Сергеева-Ценского» В. Козлова и Ф. Путнина рассказывается: